
День памяти: 1 июня
О детстве князя мы знаем мало, но историческая наука уверенно говорит о том, что возрастать в вере ему помогал святитель Алексий Московский. Во многом святитель заменил Дмитрию Донскому отца, который умер, когда мальчику было всего девять. Благодаря стараниям воспитателя и благодаря собственным духовным устремлениям князь вырос человеком, преданным Христу и Церкви, твердо уверенным, что жить и править страной надо по Евангельским заповедям.
Союз любви и согласия
В 16 лет Дмитрий женился на 13-летней суздальской княжне Евдокии. Несмотря на то, что молодые до свадьбы не были знакомы и это был прежде всего важный политический союз, их семейная жизнь строилась в любви и согласии.
Сказание сохранило трогательный момент расставания супругов перед Куликовской битвой. Княгиня в слезах не могла произнести ни слова. Князь, утешая Евдокию, произнес на прощание: «Жена, если Бог за нас, то кто против нас!»
Евдокия родила мужу 8 сыновей и 4 дочери. Два сына умерли совсем маленькими. Она была известна своим современникам как щедрая благотворительница. По инициативе княгини построили много храмов и монастырей.
«Это всё согрело сердце мое!»
В годы, когда Димитрий Донской правил Московским княжеством, эта область Руси взяла на себя роль центра, вокруг которого объединились другие русские земли. В Москве построили величественный Кремль — тогда он был белокаменным. А еще монастыри-крепости — Симонов и Андроников.
В течение долгих лет войско великого князя побеждало во многих славных и политически важных сражениях с татаро-монголами, например, в битве на реке Воже и, конечно, Куликовской битве.
Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).
По преданию, во время ночной остановки на пути к Куликову полю перед будущим святым появилась в сиянии икона святителя Николая Чудотворца. Димитрий Донской и другие воины стали молиться перед образом. Икона сошла с высоты прямо в руки князя. Он благоговейно поцеловал ее и воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это всё согрело сердце мое!»).
Куликово поле
Наутро, в день битвы, над Куликовым полем стоял туман; когда же он рассеялся, то обнаружились две рати, словно знаменующие своим обликом противостояние света и мрака. Татарские полчища виделись темными; «доспехи же русских сынов», как замечает летописец, «будто вода, что при ветре струится, шлемы золоченые на головах их, словно заря утренняя в ясную погоду, светятся…» А посреди войска развевалось алое великокняжеское знамя с изображением Нерукотворного Спаса.
Начало битве было положено поединком татарского богатыря Челубея и принявшего его вызов инока Александра Пересвета: призвав на помощь молитвы преподобного Сергия, с копьем наперевес инок ринулся на татарина, и оба воина, столкнувшись друг с другом с неимоверной силой, пали первыми жертвами Куликовского сражения. Однако победа осталась за Пересветом: в то время как татарин Челубей оказался выбит из седла и повержен на землю, раненый воин-монах не пал с коня и сумел вернуться к русскому войску, где товарищи-соратники приняли его, умирающего, на свои руки. Это символическое событие явилось предзнаменованием победы русского войска в сражении с грозным, могучим и доселе непобедимым врагом.
Мамай позорно бежал…
Битва была многочасовой, яростной и кровопролитной для обеих сторон. Куликово поле не вмещало борющиеся рати, земля прогибалась под их тяжестью, как пишет один из древних авторов. Князя Димитрия воины видели в самой гуще сражения, выдерживающим порой атаку нескольких воинов единовременно. Первая половина боя проходила под знаком успеха неприятеля, но исход был решен вступлением в сражение запасного русского полка, находившегося в засаде. Во главе его стояли князья Димитрий Волынский и Владимир Серпуховской, прозванный Храбрым. Свежая конница врезалась в татарское войско – и Мамай со своими полками позорно бежал, побросав обозы.
Духовное воинство
А чистым сердцем людям открывалось в эти часы духовное существо происходящего: они видели ангелов, помогающих воинам-христианам. Во главе «трисолнечного» полка стоял Архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними – святые воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, страстотерпцы Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Видели и то, как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов… За победу на Куликовом поле в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским.
Сын в заложниках в орде
Всего через два года после победы на Куликовом поле хан Тохтамыш разгромил Москву, и вновь Донскому нужно было ехать за ярлыком на великое княжение. В Орду было решено отправить старшего сына князя – 12-летнего Василия. Юноша несколько лет прожил в плену у ордынцев, затем ему удалось сбежать. По возвращении прошло совсем немного времени – и возмужавший Василий принял из рук своего умирающего отца бразды правления княжеством. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года на 39 году жизни.
Его имя стало символом воинской славы
В годы Великой Отечественной войны именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В 2002 учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. В русском флоте именем князя были названы парусные линейные корабли, винтовой фрегат, океанский броненосный крейсер и атомная подводная лодка.
Источники:
- https://foma.ru;
- https://pravmir.ru;
- https://days.pravoslavie.ru;
- https://www.dmdonskoy.ru