Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Известные люди

Василий Федорович Малиновский

Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.

В 1803-м году в петербургской печати появилась брошюра под названием «Об освобождении рабов». По сути — готовый проект крестьянской реформы. В ней говорилось о том, почему государству необходимо дать свободу крепостным крестьянам: «Земляки и братья по христианству не должны жить как пленники в своём отечестве…», — писал автор. Отмена крепостного права в России произойдёт только спустя 58 лет, в 1861-м. Столь прогрессивные для начала XIX-го столетия размышления принадлежали Василию Фёдоровичу Малиновскому — русскому публицисту, дипломату и просветителю; первому директору знаменитого Царскосельского лицея.

Любовь к ближнему

Всю жизнь Василий Фёдорович руководствовался евангельской идеей о любви к ближнему. Может быть, потому что происходил из духовного сословия. Его отец, протоиерей Фёдор Авксентьевич Малиновский, служил в храме святой мученицы Татианы при Московском университете. Предполагалось, что Василий продолжит семейную традицию. Однако молодого человека привлекала дипломатическая карьера. Отец возражать не стал. Малиновский поступил в Московский университет и с воодушевлением окунулся в учёбу. Философия, история, словесность, риторика — ему всё было интересно.

Особенно хорошо давались Василию иностранные языки. В университете он выучил английский, французский, немецкий. Прекрасно владел турецким и арабским. А кроме того, знал так называемые «мёртвые» языки: греческий, латынь, древнееврейский. Настолько хорошо, что на досуге переводил Ветхий Завет с оригинала на русский. Сразу после окончания университета Василий Фёдорович переехал в Петербург и поступил на службу в Канцелярию иностранных дел. Ответственный, усердный и способный молодой чиновник вскоре получил важное назначение — в качестве переводчика при английском посланнике его направили в Лондон. А ещё через несколько лет назначили генеральным консулом в Молдавию.

Просвещение, человеколюбие и добродетель

В Россию Малиновский возвратился в 1802-м году. Свободного времени у него стало больше, и Василий Фёдорович занялся благотворительностью. Он активно участвовал в деятельности Петербургского медико-филантропического комитета — занимался организацией бесплатной врачебной помощи неимущему населению. Безвозмездно трудился на посту директора столичного женского Дома трудолюбия, где находили приют и заработок девицы из бедных семей. Василий Фёдорович был убеждён, что в основу отношений между людьми должны быть положены просвещение, человеколюбие и добродетель.

Царскосельский лицей

Эти идеи Малиновский сполна воплотил на новом посту. В 1811-м году его назначили директором только что открытого Царскосельского лицея под Петербургом. Видимо, решающую роль сыграла его дружба с Михаилом Сперанским, инициатором создания лицея. Именно в этом качестве Малиновский и войдёт в историю.

Лицей был создан по указу императора от 24 августа 1810 года. В уставе говорилось: «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной».

Обучение продолжалось шесть лет. Две части по три года. Первая, начальный курс, включала преподавание грамматики, математики, физики, русской словесности, истории и двух иностранных языков — французского и немецкого. Во второй части — окончательном курсе — упор делался на правоведение, философию, логику, политэкономию.

Между двумя курсами был переводной экзамен. Именно на нём Пушкин читал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое так понравилось старенькому Гавриилу Державину.

Это было одновременно и среднее, и высшее образовательное учреждение, а лицейские выпускники приравнивались к университетским.

Учреждение закрытого типа

Иван Пущин писал: «Через несколько дней после открытия, за вечерним чаем, как теперь помню, входит директор и объявляет нам, что получил предписание министра, которым возбраняется выезжать из Лицея, а что родным дозволено посещать нас по праздникам. Это объявление категорическое, которое, вероятно, было уже предварительно постановлено, но только не оглашалось, сильно отуманило нас всех своей неожиданностию».

Не меньше «отуманило» оно и Малиновского. Ему, человеку либеральных взглядов, предстояло руководить тюрьмой. Ничего не оставалось, кроме как превратить эту тюрьму в уютный и родной для лицеистов дом.

Впрочем, есть и другая версия. Якобы Малиновский знал об этом раньше. Больше того — сам настоял на этом правиле. Чтобы оградить своих воспитанников от всевозможных интриг, сплетен, пустых соблазнов, пошлости, бесчестия, агрессии и прочего, чего так много было за пределами лицея.

«Войну объявить лицемерию. Ценить добро…»

Это учебное заведение на века прославили его студенты — Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. На плечи Василия Фёдоровича легли многие заботы о лицее — он поддерживал порядок учебный, хозяйственный и нравственный. Заботился о том, что лицеистам есть, на чём спать, за какими партами сидеть, что изучать. Воспитать добродетельного человека, гражданина, способного быть полезным людям и Отечеству — такую цель ставил перед собой Малиновский.

Главным законом лицея Василий Фёдорович сделал искренность. Сохранился его блокнот с набросками основных принципов лицеистов: «Войну объявить лицемерию. Ценить добро. Между собою жить мирно и дружелюбно, ни словом, ни делом не обижать другого». Педагогические приёмы директора Малиновского по тем временам многим казались необычными. В каждом лицеисте, независимо от его возраста, он видел и уважал личность. Поощрял в воспитанниках инициативу и творчество. Такой подход развивал индивидуальные способности учеников, их ум и характер.

35 детей

А вот воспоминание одного из лицеистов: «Предоставляя детям известную свободу в обращении, он никогда не окружал их страхом, не действовал на них угрозами, и прежде, нежели приступал к мерам строгости, старался привлечь к себе молодое сердце простотою, терпеливостью, дружеским обращением».

Словом, к шестерым родным детям директора вдруг прибавилось еще три десятка. А он этому был только рад. Впрочем, всего их было не 36, а 35 – Иван, сын Малиновского, тоже учился в лицее. И директор ничем его не выделял – его душевной щедрости хватало на всех лицеистов.

«Лицейский дух»

У Малиновского была возможность самому выбирать преподавателей для лицея. Он приглашал наилучших. К примеру, фехтование здесь преподавал француз Алекс Вальвиль. Он же готовил гвардейцев и учителей фехтования. Лучшего фехтовальщика в России в то время просто не было.

Кстати, Пушкин был одним из лучших учеников Вальвиля. Тот утверждал, что «в его выпаде есть воображение».

Ранний подъем – в шесть часов. Молитва, занятия, чай, прогулка и снова занятия. После обеда – опять же занятия, чай, занятия, ужин. После ужина – свободное время (в том числе и беседы с директором), молитва и в десять вечера – сон.

Огромное внимание уделялось и физическому совершенствованию лицеистов. Гимнастика, подвижные игры, танцы, верховая езда. Прогулки были обязательными при любой погоде.

Дисциплина и здоровый образ жизни здесь удачно сочетались с уважением к личности учеников. Телесных наказаний не существовало в принципе. Всячески поощрялись дружба и взаимная поддержка.

Словом, Малиновскому все удалось. Фраза «лицейский дух» жива и в наше время, хотя с тех событий прошло больше двух столетий.

Лицеисты называли его «родным отцом»

Современники Василия Фёдоровича вспоминали о нём как о человеке чрезвычайной скромности и глубокой религиозности. Даже на смертном одре он думал о своих воспитанниках и молился о них. В январе 1814 года при лицее был создан Благородный пансион. Это стоило Василию Федоровичу многих сил и здоровья. Накануне открытия директор писал в дневнике: «Ночь не спал от волнения с вечера до четырех утра… Много забот по пансиону… слаб».

Увы, первый директор Царскосельского лицея скончался в 1814-м году, не успев довести выпуск до конца. Ученики со слезами на глазах провожали в последний путь любимого наставника. Одним из первых за гробом шёл 14-летний Пушкин. Позже поэт напишет стихотворение «Октябрь». И данью памяти Василию Фёдоровичу Малиновскому, которого лицеисты называли «родным отцом», прозвучат знаменитые строки: «Отечество нам — Царское село».

Источники:

  • https://radiovera.ru;
  • https://www.miloserdie.ru

Храни Вас Бог!

Читайте также
Известные люди

Заметки о духовной жизни выдающегося полководца и подвижника веры Александра Васильевича Суворова

Известные люди

Фёдор Конюхов

Известные люди

Юрий Григорьев: «У меня есть три свои молитвы»

Известные люди

Александра Пахмутова