Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Жития Святых

Великий пророк Исайя

Режим чтения
⏱️ ≈ 3 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 3 мин.

День памяти: 22 мая (по нов. ст.)

Четырёх ветхозаветных пророков церковная традиция именует великими: Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Церковь делит пророков на великих и малых — по объему написанных книг и значению предсказанных ими событий.

Великий пророк Исайя, предсказавший пришествие Христа Спасителя, родился приблизительно за 765 лет до описанного им события. Это время большой войны народов. Бились Сирия, Финикия, Египет и Вавилон. Еврейский народ жил на перекрестке боевых дорог и был разделен на два царства – Иудейское и Израильское. Чтобы сохранить независимость, они были вынуждены принимать стороны враждующих царей, порой противоположные. Постоянный голод и страх доводили еврейский народ до отчаяния.

И в самые критические минуты звучали пророчества Исайи, вселявшие в людей мужество и надежду: «Ибо младенец родится нам – Сын Божий будет дан нам…».

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли…»

1826 год от Рождества Христова. Российская империя, село Михайловское Псковской губернии. Здесь, в имении матери, живет высланный из Петербурга поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый день он подолгу задерживается в местном храме. Идет Великий пост, и там ежедневно читают паремии из книги пророка Исайи: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном...».

Призвание Исаии на пророческое служение произошло чудесным образом. Находясь в Иерусалимском храме, он увидел Господа, сидящего на престоле, в окружении серафимов, поющих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!».

Клещами ангел-серафим положил в рот пророка горящий уголь с жертвенника Божия. С этого момента все, что Исаия будет говорить, — не от своего имени, но от имени Бога.

Народ внимает чтецу в полной тишине. Поэт слушает слова древнего пророка и в его воображении рождаются образы выжженой солнцем палестинской земли. Губы его едва заметно двигаются. Сами собою складываются строки:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –

И шестикрылый Серафим

Н
а перепутье мне явился…

Стихотворение «Пророк» позже назовут лучшим из тех, что были написаны поэтом прежде. Литературоведы станут разделять его творческое наследие на два этапа и с этого стихотворения начнут отсчитывать период «зрелого творчества» гения русской словесности.

Спасение Иерусалима

В четырнадцатый год правления иудейского царя Езекии царь Ассирийский взял в осаду Иерусалим. У Езекии не осталось никакой надежды, кроме как на Бога. Он разодрал одежды свои, пошел в Храм и послал рабов своих к Исайе-пророку, чтобы тот молился об остатке народа иудейского. Исайя передал ему слова Господа: «Не бойся., Я пошлю в царя Ассирийского дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его».

Внезапно Ассирийский царь получил известие о том, что Египет выступил против него и атаковал его основные силы. Он приказал отвести войска от Иерусалима, но на прощание велел передать Езекии, что еще вернется и разрушит город. И снова иудейский царь искал заступничества у Бога и опять отправил слуг к Исайе. Пророк встал на молитву и послал утешительный ответ от Господа.

Как говорит Библия, «вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые». Геродот полагал, что они заразились чумой от полчища мышей. Иосиф Флавий тоже упоминал о внезапной вспышке смертоносной болезни, выкосившей войско ассирийского царя, в результате чего тот отступил, вернулся в свою землю, где в одном из храмов был убит собственными сыновьями.

Судьба мира от начала до конца

После осады Иерусалима Исайя начал записывать свое видение – эпическую поэму, в которой описывалась вся судьба мира от начала до конца. Основная мысль ее такова: израильский народ продолжит гневить Бога, вследствие чего большая его часть погибнет или рассеется. Но малый остаток праведников будет всегда. И из этого остатка произойдет Дева, которая родит Христа – спасение всему миру. Он предсказал многие исторические события: падение Иерусалима и вавилонский плен, возвращение из плена, падение Вавилона, будущее соседних с Израилем народов. Исаией предсказаны и многие евангельские события: проповедь Иоанна Крестителя; проповедь Христа в Галилее, страдания Христа.

Именно за эти пророчества Церковь именует Исаию ветхозаветным евангелистом.

Возвращение из вавилонского плена

605 год до Рождества Христова. Вавилонский царь Навуходоносор разбивает армию египетского фараона и движется к Финикии, по дороге захватывая Иерусалим. Иудейский народ практически полностью попадает в плен. Северное, Израильское, царство пало под ударами ассирийцев еще в 722 году, так что земля обетованная полностью пустеет. Проходят десятилетия. Спустя семьдесят лет в Вавилоне воцаряется новый владыка Персии Кир Великий. Вскоре к нему приходит пророк Даниил: «Выслушай меня, царь! Много лет назад среди народа моего жил пророк Исайя. Он изрек пророчество о тебе…»

Интересно! Так чего же хочет от меня твой Бог, Даниил?

Отпусти мой народ.

Через некоторое время Кир созывает вавилонских иудеев и, вернув им священные сосуды Храма, отпускает. С ликованием возвращается народ в родную землю. Пророчества Исайи о скором рождении Мессии у всех на устах.

До предсказанного пророком Рождения Христа остается 536 лет.

Источники:

  • 1) https://radiovera.ru/proroki-isaiya-i-ieremiya.html;
  • 2) https://foma.ru/neobychnaja-ikona-proroka-isaii-predskazavshego-rozhdenie-hrista.html;
  • 3) https://pravoslavie.ru/60171.html

Русские писатели и поэты о Боге

Федор Михайлович Достоевский:

Христианство есть единственное убежище Русской земли ото всех ее зол.

Иван Сергеевич Тургенев:

Имеющий веру – имеет все и ничего потерять не может.

Антон Павлович Чехов:

Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек.

Николай Васильевич Гоголь:

Не будьте мертвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь – Иисус Христос.

Александр Иванович Герцен:

Во всяком возрасте и при различных обстоятельствах я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость в душу.

Источник: https://monastery.ru/bog-i-chelovek/my-nikogda-ne-dadim-narodu-nichego-luchshe-pisaniya-velikie-lyudi-o-boge-i-vere/

Читайте также
Жития Святых

Святитель Лука Крымский

Жития Святых

Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец

Жития Святых

Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена

Жития Святых

Преподобная Евфросиния Московская