Известные людиМиссионерское

Владимир Хотиненко. Однажды он услышал голос, который предупредил, что если он не крестится, то пропадет…

Владимир Иванович Хотиненко (род. 20 января 1952 года) — известный кинорежиссер, сценарист, актёр, педагог. Народный артист Российской Федерации (2010).

Снял более 30 кинокартин, в том числе: «Зеркало для героя» (1987), «Мусульманин» (1995), «Паломничество в вечный город» (1995), «72 метра», «Гибель империи» (2005), «1612», «Поп» (2009), «Бесы» (2014), «Демон революции» (2017) и др.

Во ВГИКе (Всероссийским государственном институте кинематографии) ему доверили возглавлять кафедру режиссуры. То есть, он не только преподает этот предмет студентам, он возглавляет тех, кто преподаёт. Другими словами, В. Хотиненко – один из главных ответственных лиц, который готовит будущих создателей отечественного кино.

Лауреат премий «ТЭФИ», «Ника», «Человек года-2013» и др.

С 2010 года – член Патриаршего совета по культуре (РПЦ).

С 2017-го – первый заместитель председателя Комиссии по развитию культуры и сохранению объектов культурного наследия Общественной палаты Российской Федерации.

– Владимир Иванович, как и когда вы осознали себя верующим человеком?

   С 2010 года В. Хотиненко —член Патриаршего совета по культуре  Русской православной церкви. Фото: https://02varvara.wordpress.com/2010/05/28/khotinenko-received-patriarchal-prize-for-cinematography-for-%E2%80%9Cpop%E2%80%9D/amp/

– Осознание пришло неожиданно. Это был 1980-й год, я учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров, вёл привольную жизнь, и однажды меня будто осенило. Тогда это было рискованно – креститься. Но о плохих последствиях я не думал. И вдруг у меня в голове звучит почти голос, что если я не крещусь, то я пропаду. Не было «верую», ничего. Вопрос стоял о крещении, что ты пропадешь, если не крестишься. Я в первый раз это говорю. Просто не всегда ловко это сказать. Скажут: «Сумасшедший, что ли? — Голоса». Но это было реально. Причём, в этот момент мне не было послано какого-то особого испытания. Как раз всё складывалось, слава Богу. У нас на курсах работала воцерковлённая женщина. Потом она стала монахиней Елисаветой, теперь уже её нет с нами. Она-то мне и помогла. Я крестился в храме иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской. Заранее меня предупредили, что когда я приму крещение, не исключено, что сильно заболею. А накануне Таинства, оно может показаться мне нелепой затеей.Что она мне сказала, то и произошло. И хорошо, что я был предупрежден! Сначала началась страшная ангина, за болезнью последовал длительный реабилитационный период, потом просто ничего не хотелось делать, лень обуяла, затем… А вот затем началось совершенно бесовское наваждение. Святые отцы называют это вражьим страхованием, но я-то тогда об этом не знал!.. Появился страх, постоянный, мутный, тяжелый, парализующий. Я перестал спать. Помню, пришёл к приятелю с Евангелием в руках, спросил его: можно ли у него переночевать? Три ночи отсыпался. Это было для меня свидетельством того, что, я не зря это сделал. Значит в этом, строго говоря, есть смысл. После крещения длительное время я жил двумя жизнями: одна жизнь в храме, другая – в миру. Думал, что так и должно быть, ведь эти две жизни несовместимы. Да, в храм надо было заставлять себя ходить. Поначалу на службе отвлекался, не понимал текстов Священного Писания. Сейчас — совсем другая история. Господь милостив. Я сначала не очень часто ходил, может быть, раз в месяц. Но вдруг когда у меня был больший перерыв, я почувствовал, что не могу без храма. Как будто с меня защитная краска облупилась. Постепенно стало приходить понимание происходящего, появилось желание духовного преображения, стремления приблизиться к святости, хотя бы чуть-чуть соответствовать званию христианина. Не умом, но уже и сердцем начал понимать, что Исповедь – это не просто механистическое произнесение собственных проступков, это глубокое Покаяния, а Причастие – действительное таинственное соединение со Христом! И когда мне кто-то говорит, что для того, чтобы верить в Бога не обязательно ходить в церковь, я поражаюсь духовной слепоте этих людей. Неужели они в своих мыслях допускают, что могут быть такой же, как Мария Египетская, десятки лет проведшая в пустыне, достигшая на земле ангельского состояния, поднимавшаяся во время молитвы в воздух, ходившая по воде, как по суше, и при этом считавшая себя самой последней грешницей! Кто может сказать о себе, что имеют такую Веру, какую имела преподобная Мария?! Поэтому нам, грешникам, даже близко не стоявшим рядом с такими святыми, нужно ощущение храма, ощущение со-бор-нос-ти. Иначе ты — не православный христианин! Я рос в атеистической семье. Пасху мы отмечали, яйца красили – и всё. Отец в детстве был крещен, но не воцерковлен. А вот с мамой другая история произошла. Когда отец умер, а я уже проникся Православием, чему-то научился, мама решила прийти в Церковь. Она жила в Казахстане. И, когда я звонил маме из Москвы, по телефону диктовал ей «Отче наш», и она записывала. Я крестился в 1980- м году и вот уже десятки лет иду по этой дороге. И точно знаю, что не сойду с неё. Были сомнения, были вопросы, на которые я не мог найтиответа, всё это было, всё это я постиг сердцем. Как мне этим поделиться с другими? Каждый мой фильм – это размышление на тему веры и желание убедить людей идти этим путем.

–   Есть ли у вас постоянный духовник?

– В буквальном смысле, нет. Более пятнадцати лет я постоянно хожу в один и тот же храм. А вот исповедуюсь разным батюшкам, одного конкретного наставника у меня нет.

– Какое изречение святых старцев вам ближе всего?

– Помню, когда мы снимали «Бесов» в Костроме, на окраине была церковь. В этой церкви есть местно почитаемый святой (его икона – прим. ред), который говорил, что мы обязаны исповедоваться нашему батюшке, даже если нам кажется, что ему суждено гореть в геенне огненной. Думаю, это очень правильная фраза. Некоторые уверены, что им нужен какой-то особый батюшка, а вот этот старец замечательный сказал: любому батюшке исповедуйтесь, потому что он — проводник. Это мудрость, которая запомнилась мне. Рассуждения о том, который батюшка хороший, а который плохой – это больше мирские, светские разговоры, которые здесь неуместны, по моему убеждению.

Фильм В. Хотиненко «Бесы». По мотивам одноимённого романа Ф.М. Достоевского.В ролях: Сергей Маковецкий, Игорь Костолевский, Антон Шагин и др.

   – В ваших ранних фильмах, в отличие от последних картин, тема Православия не звучит столь откровенно. Когда вы почувствовали потребность раскрыть ее в своем творчестве?

– Впервые это проявилось на съемках «Мусульманина». Как ни парадоксально, но мы со сценаристом Валерием Залотухой понимали, что картина эта прежде всего — для православных. Она — о вере, а не о мусульманине и не об исламе. И большинство людей, включая мусульман, поняли это правильно. В этом фильме на меня глубокое впечатление произвела сцена, когда православный священник приходит в дом и рассказывает притчу про Макария Египетского. Тому показалось, будто он уже достиг высот святости. И был ему голос, наказавший идти и отыскать двух женщин. Макарий нашел их, но они ему сказали: «Мы самые обычные, никакой святости в нас нет. Мы просто худого слова друг другу в течение жизни не сказали». Вот если бы все понимали эту мудрость… Простота этого предания до сих пор для меня – путеводная звезда. Рецепт простой, а вот попробуйте хотя бы один день так прожить!

Это надо тренировать так же, как мышцы.

— Какую бы вы сейчас выбрали православную тему для вашего  будущего фильма?

— Я думаю, что смог бы снять художественный фильм о личности Апостола Павла. Не только как о Первоверховном Апостоле, но и как о человеке со всеми свойственными человеческой природе переживаниями. В одном из своих Посланий Апостол пишет: «Я сказал Петру при всех…». Такая простая бытовая фраза, а сколько за ней скрыто чувств, эмоций. Эти слова Апостола так согрели меня, я вдруг так полюбил его!.. Про Константина Великого! Ведь он столько сделал для христианства, что в уме не укладывается. Однако крестился Равноапостольный (!) Константин Великий только перед смертью. Значит, что-то не позволяло ему стать христианином? Что?! Такой фильм меня мог бы заинтересовать.

   – В фильме «Поп» действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Кажется, из всех религий именно Православие находит особый отклик в душе русского народа, дает ему утешение и защиту в трудные времена, а также тесно связано с его судьбой. Так ли это, по вашему мнению?

Фильм «Поп». В главной роли – Сергей Маковецкий

– Православие поддержало русского человека в годы испытаний, вне всякого сомнения. И Сталин это вовремя понял. Иначе он не обратился бы к народу: «Братья и сестры!», не разрешил бы крестный ход. Уже в 1942 году в Москве прошел крестный ход, хотя к этому времени в стране господствовал несусветный атеизм. Но оказалось, что православные ценности живут внутри нас. Могут лишь затаиться до поры до времени. Это механизм мистический и нам неподвластен.

   – У священника, главного героя фильма «Поп», есть исторические прототипы. Этот персонаж напрямую руководствуется нормами христианской добродетели. Расскажите, пожалуйста, как формировался этот образ.

– Над ним больше работал писатель Александр Сегень, автор сценария фильма и одноименной книги. Но я могу рассказать, как мы работали над ролью с актером Сергеем Маковецким. Положительного героя делать крайне сложно. Тем более – «положительно прекрасного человека», как писал Достоевский о своем «Идиоте». Он сказал, что знает только одного полностью положительного героя – это Дон Кихот. И лишь потому, что тот смешон. Вот и у нас отец Александр немного чудаковатый. В основе сюжета – мемуары конкретного священника. Но, готовясь к роли, мы использовали материал, снятый про архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Мы его отсматривали, изучали жизнь отца Иоанна, его поведение. Задача стояла нелегкая, но хотелось именно такого «положительно прекрасного» образа. Кроме того, я знаю монахов и священников – именно таких, как отец Александр в моём фильме. Так почему не показать хотя бы одного? Хоть сделать это убедительно было невероятно сложно.

Источники: 1) https://foma.ru/vladimir-hotinenko-ya-byi-snyal-film-pro-apostola-pavla.html 2) http://www.pravoslavie.ru/42596.html 3) http://orthodoxmoscow.ru/putevoditel-dlya-very/ 4)Фото: Валерий Матыцин / Тасс ,https://www.gazeta.ru/culture/2015/06/25/a_6854185.shtml

Читайте также
Известные люди

Чемпион мира по шахматам Сергей Карякин

Известные люди

Великая русская актриса Инна Чурикова

Известные люди

Эльдар Рязанов: «Андрея Мягкова спас Бог»

Известные людиИнтересное

Великая пианистка Мария Юдина: «Может ли душа вымолить себе ад, а спасение отдать другому»?

WP Radio
WP Radio
OFFLINE LIVE