
День памяти: 6 февраля
Святая Ксения (урожденная Ксения Григорьевна Петрова) родилась между 1719 и 1730 годами. Ксения была женой полковника Андрея Федоровича Петрова, служившего придворным певчим. Но недолго они жили вместе.
В 26 лет Ксения овдовела. Ее любимый муж скончался в одночасье, не успев исповедаться и причаститься, что так важно для христианина. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она решила для спасения души покойного стать как бы безумною, «юродивой Христа ради», чтобы, принеся в жертву Богу свой разум, умолить Его о помиловании мужа Андрея. Внешне юродство Ксении выглядело так, будто она просто «тронулась умом» от горя.
Земные блага перестали иметь для нее цену
Она раздала всё свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и, как бы забыв свое имя, называла себя именем своего покойного мужа – Андреем Федоровичем.
Земные скоропреходящие блага перестали иметь для нее какую-либо цену. У Ксении был дом, но она передала его своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой, с условием давать в нем приют беднякам. Сама же, не имея пристанища, Ксения скиталась среди бедняков Петербурга. Изредка она заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать.
Эти странности не были связаны с потерей рассудка, а лишь означали полное презрение к земным благам и человеческому мнению, ставящему эти блага в центр бытия. Так Ксения Петербургская взяла на себя тяжелый подвиг юродства Христа ради.
Познав через смерть любимого мужа всю непостоянность и призрачность земного счастья, Ксения всем сердцем устремилась к Богу и только у Него искала покровительства и утешения.
Кротость и незлобие
Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по району, называемому Петербургской стороной, и по преимуществу рядом с приходом церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.
Ночь в молитве
Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа.
Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.
Однако место, где Ксения проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
Неутомимый работник
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то затаскивает наверх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берётся кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.
Дар прозорливости
За великие подвиги и терпение Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника.
Накануне кончины императрицы Елисаветы Петровны, например, блаженная ходила по городу и всем говорила:
— Пеките блины! Завтра вся Россия будет печь поминальные блины!
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.
«Вот ты тут сидишь и не знаешь, что тебе Бог сына послал!»
Приходит как-то Ксения к своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой, которой она раньше подарила свой дом, и говорит ей: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище! Антонова тотчас поспешно побежала на Смоленское кладбище.
На одной из улиц Васильевского острова, вблизи Смоленского кладбища, Антонова увидала большую толпу народа. Влекомая любопытством, Антонова подошла к толпе и постаралась разузнать, что тут случилось. Оказалось, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же на улице разрешилась от бремени мальчиком, а сама немедленно скончалась. Сжалившись над ребенком, Параскева Антонова тотчас же взяла ребенка к себе. Узнать, кто была его умершая мать, кто был его отец, несмотря на усиленные старания как Петербургской полиции, так и самой Антоновой, не удалось, и ребенок остался на руках у Антоновой.
«Сытный» рынок
Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Говорили, что блаженной Ксении удалось исправить нравы всей округи. Даже рынок Петербургской стороны стал называться «Сытным»: там никогда не обманывали, не обвешивали, торговали по совести — Ксению торговцы любили и побаивались ее обличений.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась на 71-м году земной жизни. На могиле ее (на Смоленском кладбище) в 1902 году была воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга.
После революции большевики закрывали часовню (с 1940 по 1983), но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.
Письма святой блаженной Ксении
Святой блаженной Ксении принято писать письма. Раньше из каждой щели часовни над ее могилой выглядывал беленький уголок записки. Пишут письма и в храм Смоленской иконы Божией Матери, что на кладбище, к которому приписана часовня, с просьбой помолиться «у Ксеньюшки». В ответ просящим обычно высылают лепестки роз в конверте, смоченные в масле из лампадки на могилке блаженной. Потом многие пишут письма, благодарят за обретенную помощь. Все благодарности публикуются в специальной газете «Смоленский храм».
Тропарь святой блаженной Ксении Петербургской
Нищету́ Христо́ву возлюби́вши,
безсме́ртныя трапе́зы
ны́не наслажда́ешися,
безу́мием мни́мым
безу́мие ми́ра обличи́вши,
смире́нием кре́стным
си́лу Бо́жию восприя́ла еси́.
Сего́ ра́ди дар чудоде́йственныя
по́мощи стяжа́вшая,
Ксе́ние блаже́нная,
моли́ Христа́ Бо́га
изба́витися нам
от вся́каго зла покая́нием.
Источники:
- http://hram-troicy.prihod.ru;
- http://svkazanhram.blogspot.com/2015/07/blog-post_24.html?m=0