Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Жития Святых

Святая Блаженная Матрона Анемнясевская

Время на прочтение: около 7 мин.
Время на прочтение: около 7 мин.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА ДАЛА ИЗМУЧЕННОЙ ДЕВОЧКЕ УТЕШИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСОЧКУ СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ

МАТРОНА АНЕМНЯСЕВСКА ДЕНЬ ПАМЯТИ: 29 ИЮЛЯ (ПО НОВ. СТ.)

Матрона Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве; Матрона была четвертою по счету.

Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем другим братьям и сестрам, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем. В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой.

Ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю.

Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для нее жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и чтолибо делать и не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь.

С семнадцати лет к Матроне стал ходить народ

Так лежала Матрона в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения.

С семнадцати лет к Матроне стал ходить народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни. «Матреша, сказал он, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богуто угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогайка спину, может быть и пройдет. Чего мне делать, лечился доктора не помогают». Матреша исполнила его просьбу боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу. Крестьянин рассказал о своем исцелении другим. С тех пор всё больше и больше людей стало ходить к Матроне со своими нуждами, скорбями и болезнями.

С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: шли не только жители окрестных селений, но и самых отдаленных местнашего Отечества. Шли беспрерывным потоком на протяжении более, чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

Когда Матрона лежала у родителей и посетители приносили ей различные пожертвования за ее молитвы, то отец обычно всё это отбирал на водку, и тяжело было Матреше, что пожертвования шли не на доброе дело. Матрона любила делиться всем с людьми, но лишена была этой возможности.

По внешнему своему виду она казалась десятилетним ребенком

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть блаженной от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик,

построенный ее почитателями.

От сестры блж. Матрона перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Но здесь огорчения ждали с другой стороны. У Матвея подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить их.

Эти насмешки тяжело переживались молодыми и жила святая Матрона людьми. Но особенно тяжело это было для самой Матреши. Она мучилась и глубоко скорбела, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны были переносить иногда очень тяжелые для них оскорбления. Особенно насмешки эти усилились в революционные годы.

Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на нее внимания и переносили ее в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более невозможно.

Однажды, вспоминала Матрона, в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна. Часто в осенние холода приходящие удивлялись ее терпению и спрашивали: «Матреша, да тебе холодно

«Да нет, тепло, обычно отвечала она, посмотри, какая я горячая». При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.

По внешнему своему виду св. Матрона была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 см в длину. Очевидно, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки.

Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Легко и свободно разговаривала и пела священые песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.

Молитвенница и угодница Божия

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что блж. Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения. На вопрос одного из посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть целые акафисты, Матрена ответила: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».

Святая часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательо. С этой целью она приглашала своего духовника приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для нее самым радостным днем. Особено строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не вкушала мяса. Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику относилась с глубоким благоговением, отличалась особой ревностью к Православию.

Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу Земли Русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела и не говорила с ними.

Помощь страждущим

Матреша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходиось жить. По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от многих болезней, когда врачи ничего не могли сделать. Исцелялись и от пьянства, и от беснования.

Анна, молодая девушка 19 лет из соседнего села, вступила в партию против воли родителей, людей религиозных и добрых. Вскоре после этого у Анны отнялись рука и нога. Шесть недель полежала девушка дома неподвижно, и врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну на лошади к Матрене. Та помаала девушку маслицем из своей лампадки, и Анна стала постепенно поправяться и начала ходить, но полного выздоровления не было.

Через два года Матрона благословила Анну съездить в Саров и Дивеево. В Дивееве, посетив блаженную Марию Ивановну и искупавшись в источнике преподобного Серафима, Анна исцелилась душевно. После этого случая она стала глубоко верующим человеком и очень почитала Матрону.

Арест

Начиная с Великого поста 1933 года, Матрона заметно переменилась, она как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. Зато о жизни духовной, тем более о будущей

Часовня блаженной жизни, она готова была говорить день и ночь.

на Владыкинском          Я ведь теперь не Матрена, сказала она тогда одной из кладбище              женщин, часто ее навещавших и поддерживающих, а Мардария… Говорили, что она была тайно пострижена в иноческий чин саровскими

старцами, но насколько это достоверно, осталось неизвестным.

Летом 1935 года в Белькове Касимовского уезда Рязанской губернии, недалеко от села Анемнясево, где жила Матрона, по доносу местного человека было заведено дело на «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» ак в официальных бумагах назвали женщинуинвалида в странесоветов). Были арестованы 10 человек. По списку должна была быть арестоваа и блаженная Матрона, но ее боялись трогать.

Наконец было проведено колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гражданка является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу Ввиду этого задерживается ход коллективизации».

После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Всех вошедших охватил страх. По долгу службы председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матронушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель в дверях сказал: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут». Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.

Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами иза жары. Он так громко кричал от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.

Тюрьма в опасности

В Москве блаженная Матрона прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных,

которые начали петь акафисты и молиться.

Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

По другим данным, безнадежно больная мать следоватея, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцелеие по ее молитвам, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.

Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве.

userfiles/images/36 Рядом Владыкинское кладбище, и есть предположения, что блаженная Матрона была похоронена на нем.

Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Архиерейском Соборе 2000 года канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских.

«Матреша, помоги мне! Я в беде!»

Остались записки о помощи святой блаженной Матроны Анемнясевской епископу Можайскому Стефану (Никитину). По профессии врачневропатолог, он был старостой храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке), и

одним из ближайших помощников будущего священномученика Сергия (Мечева).

В 1931 году Сергей Никитин был арестован и приговорен к трём годам в лагере на Северном Урале. Его сразу поставили работать врачом, позже назначили заведующим туберкулезным отделением лагерной больницы.

Насколько было в силах, он помогал заключенным, старался найти среди них священников. Но как было их узнать среди множества людей, поступавших на осмотр из санпропускника

бритыми и обнаженными? Сергей Алексеевич молился о помощи и узнавал священников по глазам, по взгляду. Так, однажды он узнал Казанского архиепископа и шепнул ему: «Благословите, владыко». У того брызнули из глаз слезы, и он ответил: «Я думал, что попал в ад, а слышу ангельский голос».

У Сергея Алексеевича была отдельная комната. В ней тайком собирались близкие для молитвы. Здесь хранились и Святые Дары, которыми причащал старый друг Сергея Алексеевича, священник.

На врача Никитина донесли в Москву. Ему грозили еще десять лет лагерей. Доктор был подавлен. Тогда местная медсестра посоветовала обратиться к блаженной Матрене, которая всем помогает даже заочно: «Пойдите на берег реки и покричите ей, попросите ее помочь». Сергей Алексеевич так и сделал. Он пошел на берег, молился, затем трижды прокричал: «Матреша, помоги мне! Я в беде!» И пообещал, если Матрена поможет, первым делом навестить ее.

Вскоре доктор был освобожден из лагеря досрочно «за ударный труд». Он поехал в Москву к родным, а уже на следующий день к Матроне. Когда будущий владыка вошел в незапертую избу, оно была пуста, только на столе стояло чтото вроде небольшого ящика или корытца. «Здравствуйте», сказал Сергей Алексеевич, чтобы привлечь чьеибудь внимание: «Здравствуйте, Серёженька», ответил голос из корытца.

Сергей Алексеевич подошел к столу и увидел слепую, маленькую женщину в платочке, с недоразвитыми руками и ногами. «Откуда ты знаешь мое имя?» «А разве ты не помнишь, как полгода назад ты меня кликал и просил помощи? Тебе в самом деле угрожала беда. Все это время я молилась о тебе. А вот ты скоро будешь стоять перед Престолом Божиим, тогда уже помолись обо мне».

Предсказание блаженной Матроны исполнилось Сергей Никитин стал священником, а затем епископом Стефаном. Свято храня память о блаженной старице, владыка Стефан поминал ее первой на каждой совершаемой им Божественной Литургии.

Жизнеописание подвижницы было составлено при ее жизни священником Николаем Анатольевичем Правдолюбовым и его братом Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым. За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей.

Источники(в т.ч. иллюстраций): 1) http://hramtprav.ru/o-xrame/zhitiya-svyatyx-pokrovitelejxrama/blazhennayamatrona-anemnyasevskaya/, 2)https://www.miloserdie.ru/article/blazhennaya-matrona-anemnyasevskayablazhenny-nelyubimye-iboonivozlyublenybudut/

Читайте также
Жития Святых

Преподобный Исаакий, Затворник Печерский

Жития Святых

Сны фашисткого генерала. Священномученик Харалампий

Жития СвятыхЗолотой запас

Как Василий Великий с дьяволом боролся. Фрагмент из Жития святителя Василия Великого.

Жития Святых

Преподобный Симеон Ветхий