В Обыденском храме находятся иконы, написанные митрополитом Серафимом
Входящего в Обыденский храм встречает распростертыми объятиями Спаситель в белом хитоне, словно говорящий: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28)… На стене напротив главного алтаря висит большая икона преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне. Рядом — образ святого, создавшего эти две иконы, и еще один, на котором священномученик Серафим изображен передающим царю-страстотерпцу Николаю свой труд, Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.
Именно через Летопись, послужившую материалом для прославления преподобного батюшки Серафима, многие впервые узнают о священномученике Серафиме (Чичагове). Написанная легким, но богодухновенным языком, она не оставляет равнодушными и к ее автору.
Особенное впечатление производит фотография, на которой будущий святой сидит рядом с блаженной Параскевой (Пашей Саровской). На этом снимке архимандрит Серафим так по-простому, тепло и радостно смеется — по всей видимости, над словами блаженной. И эта простота и искренность такие трогательные, что имя святителя Серафима (Чичагова) и его улыбка навсегда остаются в сердце.
Когда узнаешь, что две замечательные иконы нашего храма — работы Серафима Чичагова, вспоминается русская поговорка: «Талантливый человек талантлив во всем» — и Летопись прекрасную составил, и иконы чудесные написал. Но, оказывается, это далеко не весь перечень талантов, имевшихся у святителя Серафима. Об его удивительной жизни, подвигах и трудах можно узнать из книги «Житие священномученика митрополита Серафима», которая есть в нашей храмовой библиотеке.
Леонид Михайлович Чичагов (имя святого в миру) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге и происходил из знатного дворянского рода. Фамилия Чичаговых была известна в светских кругах, в число выдающихся предков Леонида Михайловича входили знаменитый адмирал В. Я. Чичагов и российский морской министр адмирал П. В. Чичагов. Отец будущего святого также был военным, поэтому судьба Леонида была предопределена. Учебу он проходил сначала в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии, а позднее в Пажеском корпусе Его Императорского Величества (1870–1875).
Военная служба и непосредственное участие в русско-турецкой войне наложили огромный отпечаток на личность Чичагова и на всю его дальнейшую деятельность. Л. М. Чичагов был удостоен 15 российских и иностранных орденов, медалей и знаков отличия, в число которых входили Орден Святой Анны II, III, IV степени, греческий орден Христа Спасителя II степени, высший орден Французской Республики Кавалерийский Крест Ордена Почетного Легиона и другие. Многие награды были получены за высокий личный героизм. Вот так, с полной отдачей, во славу России послужил самоотверженный воин Леонид Чичагов.
Кровопролитная война поставила перед молодым офицером чрезвычайно важные духовные вопросы жизни и смерти, положившие начало глубоким религиозным размышлениям. Эти размышления были описаны в «Дневнике пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» и ряде других произведений, которые получили самую высокую оценку, в том числе и императорской семьи. Этими трудами было положено начало творческому писательскому пути святителя.
Война развила также чувства глубокого сопереживания и сострадания к ближнему, ответственности за тех, кто находился в подчинении. Чтобы быть в состоянии оказать помощь не только духовную, но и физическую, Л. М. Чичагов в совершенстве овладел медицинскими знаниями и разработал систему лечения организма, которую изложил в двухтомнике «Медицинские беседы», применив свой талант врачевателя телес.
Леонид Михайлович проявил себя и как прекрасный муж и отец. Его супругой стала дочь камергера Двора Его Императорского Величества Наталия Николаевна Дохтурова, не чуждая светского общества. Но брак их оказался весьма отличным от многих великосветских браков и был построен на православном благочестии, в котором супруги воспитывали четырех девочек: Веру, Наталию, Леониду и Екатерину.
Решив оставить военную службу, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского 28 февраля 1893 года Л. М. Чичагов принял священнический сан. Разрыв с военно-аристократической средой был для семьи Чичаговых сложным как в духовном, так и в материальном плане, не менее сложным было и вхождение в ряды духовенства. Особым испытанием в первые священнические годы стала смерть любимой супруги…
Чтобы начать свое приходское служение, священнику Леониду собственными силами пришлось восстановить храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле. В 1896 году Чичагов был назначен в храм святителя Николая на Старом Ваганькове, который до этого был закрыт более 30 лет. В последующем еще множество обителей будет восстановлено трудами подвижника.
Но одним из наиболее ценных дел стало участие в прославлении преподобного батюшки Серафима. Во время визита в Дивеево Чичагова привели в дом, где жила блаженная Паша Саровская. Едва его увидев, она воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Несколько смутившись, Чичагов сообщил, что его общественное положение не позволяет ему явиться к императору. На что получил ответ блаженной: «Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный»… Взяв отпуск, Леонид Михайлович провел его в Дивееве, где собирал материал для написания Летописи.
Именно благодаря докладу, в основу которого была положена Летопись, несмотря на упорное нежелание некоторых членов Священного Синода причислить Серафима Саровского к лику святых, император Николай II изъявил монаршее произволение: «Немедленно прославить!»
За свой труд Леонид Чичагов получил не только земные похвалы. Трудно представить… К нему пришел со словами благодарности сам батюшка Серафим Саровский! «Поклонился в пояс и сказал: “Спасибо тебе за летопись. Проси у меня всё, что хочешь за нее”. С этими словами батюшка подошел вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: “Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас”. Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидимым». Все житие священномученика однозначно свидетельствует, что батюшка Серафим исполнил свое обещание и всегда незримо покровительствовал ему, принявшему в 1898 году постриг с «пламенным» именем Серафим.
Иеромонах Серафим обогатил церковную литературу и другими трудами: акафистом преподобному Серафиму Саровскому, летописным очерком «Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери», житием преподобного Евфимия Суздальского и многими другими.
Сложно передать, насколько деятельным человеком был святой Серафим Чичагов. Имя его вписано в историю Церкви как пример любящего, чуткого, пламенеющего за истинную веру пастыря. Будучи настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (1899), архимандрит Серафим за пять лет восстановил «древнюю Лавру, забытую и заброшенную». За год настоятельства в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре (1904) ему удалось отреставрировать знаменитый Воскресенский собор.
Уже в сане епископа возглавив Сухумскую епархию (1905), владыка Серафим как на поле брани стоял за чистоту Православной веры и единство Русской Церкви в земле, ставшей местом испытаний в связи с революционной смутой в России. На Орловской кафедре (1906–1908) он проявил себя как ревностный устроитель епархиальной жизни, восстановив семинарию и приходские общины.
Возложенное на него Священным Синодом управление Кишиневской кафедрой (1908) было настолько сложным, что сам святитель пишет о постигшем его унынии из-за того, что не виделось никакой возможности наладить отношения ни с духовенством, ни с сельскими прихожанами, не говорившими на русском языке. Но вера, любовь и молитва помогли архиерею выправить дела и в этой епархии так, что деятельность отца Серафима получила высшую оценку и Священного Синода, и самого Государя Николая II.
Служение в Тверской епархии было ознаменовано восстановлением церковного почитания святой благоверной великой княгини Анны Кашинской и возрождением приходской жизни.
Получив в 1918 году назначение на Варшавскую и Привисленскую кафедру, владыка Серафим принял на себя руководство епархией, разоренной войной и лишенной духовенства. Но революционные события и гражданская война сделали невозможным отъезд архиерея в Польшу. А потом пошли неизбежные для владыки, к тому времени уже возведенного в сан митрополита, преследования со стороны советской власти — обыски, аресты, ссылки…
Одним из последних подвигов святителя Серафима была поддержка им митрополита Сергия (Страгородского). В качестве правящего архиерея владыка был отправлен в место, ставшее «колыбелью» революции и ареной борьбы за установление большевистской власти в церкви, в Ленинградскую епархию (1928). Так называемый «иосифлянский» раскол охватил 61 из 100 действовавших там православных приходов. В результате пастырского служения владыки в епархии таких приходов осталось лишь 2.
В 1933 году 77-летний владыка Серафим, отягощенный телесными немощами, закончил свое служение в качестве правящего архиерея. Уволившись на покой, он покинул родной город и поселился в Подмосковье.
…Много талантов было даровано Господом Леониду Михайловичу Чичагову, и ни один из них он не закопал в землю, а многократно приумножил. И последнее испытание вынес священномученик Серафим с честью истинного христианина, дворянина и офицера. С молитвой и любовью и не отрекшись от Господа, 11 декабря 1937 года митрополит Серафим (Чичагов) принял мученический венец, возглавив сонм новомучеников, в Бутове пострадавших…
Священномучениче Серафиме, моли Бога о нас и помоги нам прославить имя Божие, как ты его прославлял всю свою жизнь, будучи воином, супругом, отцом, священником, монахом, писателем, врачом, иконописцем, миротворцем, мучеником!
Источники:
- https://hram-ostozhenka.ru/;
- https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/svyashchennomuchenik-serafim-chichagov-mitropolit-petrogradskij.html