Лучший актёр Европы
В 2023 году народный артист РФ Сергей Маковецкий отпраздновал свой 65-летний юбилей. С поздравлениями к мэтру обратились многочисленные коллеги, друзья и первые лица государства. Владимир Путин отметил несомненный талант и высочайшее актёрское мастерство и пожелал здоровья. К поздравлениям присоединился и председатель правительства Михаил Мишустин.
Фильм про «попа»
— Сергей Васильевич, любое дело для православного человека начинается с благословения батюшки, а c чего начались для вас съёмки фильма, рассказывающего о нелегкой судьбе священника?
— Сама эта история была написана по благословению ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Царство ему Небесное! Его отец, священник Михаил Ридигер, сам ездил в концентрационный лагерь в Эстонии, чтобы облегчить участь военнопленных, там духовно укреплял Православных людей и, бывало, брал с собой маленького сынишку. И будущий Патриарх всё видел своими глазами — и страдание, и голод, и смертельные болезни среди пленных русских воинов и мирного населения. В одной из таких поездок отец Михаил усыновил двоих детей и тем самым спас их от верной гибели. Таких спасенных, возможно, было не так много, как этого хотелось священникам-миссионерам, но они были, и эти попытки помочь несчастным порой заканчивались трагически для самих батюшек… Эта страдальческая страница нашей истории была для Святейшего Патриарха Алексия II болезненна и близка… И когда возникла такая идея фильма, он благословил сначала написание романа «Поп», а потом кинокомпания «Православная энциклопедия» пригласила режиссёра Владимира Хотиненко, меня и других артистов принять участие в картине.
— Персонаж был скопирован с какого-то конкретного батюшки или это был собирательный образ?
— У меня же есть знакомые батюшки, я с ними общаюсь, хожу в храм. Смотрел, как они служат, разговаривают с прихожанами, что-то запомнилось, отложилось и помогло в работе над ролью отца Александра.
— Сергей Васильевич, не страшно ли было без благодати сана — играть священника? Имитировать благодать…
— Ну что же, артисты — не люди, что же мы — не ходим в храм?! Мы так же исповедуемся и причащаемся, другой вопрос, что степень этой благодати не та… Да и сохранить нам её в душе труднее, чем священникам, случайно или не случайно, а человек поступил так, что в этот же день от него и ушла вся благодать. Но, тем не менее, она была, ведь актёры очень совестливые люди. Поэтому если бы за душой ничего не было, то сыграть такую роль было бы для меня невозможно…
— Работа над ролью священника внесла какие-то корректировки в вас лично? Чего теперь себе не можете позволить сделать?
— Может быть, что-то эта роль изменит во мне, посмотрим. Само священническое облачение было не софринское, а взятое из Троице-Сергиевой Лавры, старинное, ему было лет сто, а наперсный крест 1837 года. Представляете, как все это было намолено, и как ответственно в это облачаться и играть свою роль в этом.
— Вы очень изменились после этой роли?
— Не надо считать, что в этой роли батюшки была только работа, я с невероятным трепетом относился к своей роли. Мне казалось, что я понимал — что́ это такое, и очень достоверно пытался всё передать. Как отец Александр смотрит, как слушает, как терпит, как любит… Он же ничего героического вроде бы не совершает, в нём подвиг совсем обычный — жизни, веры и любви…
«С Божьей помощью сохранить свою душу…»
— Ну хоть что-то в вас от отца Александра сохранилось?
— Сохранился я сам… Не только после этой роли, а всегда себя надо сохранять. Как-то прикладываешь старание, может быть не через меру, но прикладываешь… Но ошибки мы всё равно совершаем — на земле живём, не на Небе. Даже выходя после Причастия, вы представляете, насколько долго вы эту благодать храните? Вот вас случайно толкнули, что-то не то сказали, и ещё не выйдя из храма, вы уже успели нагрешить. А в актёрской среде… Вот вошли в работу над очередной ролью — и всё…
— Актёрская профессия об руку идет с тщеславием, как же уживаются вместе талантливый амбициозный актёр и верующий человек Сергей Маковецкий?
— Без гордости нет нашей профессии… И стараешься сам себя обуздать, обуздать гордыню и чрезмерное тщеславие, дали тебе за фильм там какую-то финтифлюшечку или не дали. Главное, как ты к этому относишься, если ты живёшь этим неполучением — это одно, если ты к этому спокойно отнёсся, то совсем другое. И начинаешь вспоминать слова Писания о том, что не надо искать благодарности от людей, иначе от Отца вашего что же будете получать… Если я вам скажу — у меня нет ни самолюбия, ни гордыни, вы же не поверите! Всё у меня это есть, но идет работа души…
— Молитва?
— Всё вместе…
— Как вы пришли к пониманию веры?
— Не помню когда… Но вот как-то случилось, что привёл Господь.Почему — не знаю, Господу было так угодно.
— Простой ответ — вера… И по вере поступать. Думать о том, как ты относишься к людям. Все же взаимосвязано, как вы относитесь к людям, так и они относятся к вам. Несмотря на то, что я постоянно нахожусь в какой-то раздёрганности: то гастроли, то интервью, то съёмки, то какие-то разговоры. В такой ситуации сохранить себя Православного получается только с Божией помощью. Почаще ходить в храм, правило хотя бы читать утреннее и вечернее, коль считаешь себя православным… Но читать молитвы только со старанием, а не так просто. И всё это помогает. Уверен, что помогает… Даже в актёрстве помогает.
— Вы крестились в сознательном возрасте?
— Крестила меня мамочка, я был ещё маленьким.
— Своим маленьким внукам что говорите о Боге, что рассказываете о Православной вере?
— Беру за ручку и веду в храм, читаем детскую Библию, но вот серьёзных разговоров ещё не было.
— Любить людей нужно, но иногда встречаются такие личности, что побыстрее от них хочется скрыться …
— Да… Порой смотришь и думаешь: за что же нас любить? Какие же мы страшные и по поступкам, и по жизни. Потому что мы все время отворачиваемся от Господа, нам Боженька каждую секунду даёт право выбора и счастье быть с Ним. У нас каждую секунду идёт борьба за или против — что сказать, как поступить, как поглядеть… Но всегда есть возможность прийти ко Христу и искренно покаяться! У меня тоже возникают мысли, что мы не стоим того, чтобы нас любили… Но потом ловишь себя на этой страшной мысли и думаешь: о чём ты говоришь, Сережа? Как же тогда работать и жить, если людей-то не любить?
— А как научиться прощать?
— Главное сделать это по-настоящему, искренне, ну хотя бы дотянуть искренности процентов до 30, хотя бы уж так…
«Чудо» без чуда?
— Сергей Васильевич, когда вы впервые услышали о стоянии Зои, что почувствовали? И почему согласились играть в фильме об этом? Что зацепило?
— Я прочитал историю о стоянии Зои в сценарии и сразу в неё поверил.
Не могу вам сказать, что почувствовал, не стоит об этом рассказывать для всех. Я очень люблю Александра Анатольевича Прошкина, мы с ним сделали уже не одну картину. Когда рядышком такой режиссёр, то работать одно удовольствие. И вот меня пригласили на фильм и дали прочитать сценарий, где ещё такая удивительная роль — уполномоченный по делам религии. Очень сложный характер, любопытный, и воплощать его было интересно. Он же со всеми разный: с журналистами — один, c батюшкой — другой, с начальством — третий, нам же понятна его должность и кажется понятным нутро… Но образ не одноплановый, он умный человек, начитанный, да и, может быть, единственный, кто верит во всю эту страшную историю о Зое, действительно верит… Но ему по должности — и время такое было, что нельзя было верить, — не положено.
Когда прочитал сценарий, увидел, что там был выписан образ дьявольский — одноглазый, мимикрирующий, лукавый — я сказал, что создавать образ некой потусторонней силы я не буду. Боже упаси меня от этого! Я сказал: человек одноглазый, потому что прошёл войну, работает уполномоченным по делам религии, потому что очень образованный и очень хорошо знает свой предмет. Он знает, что такое религия и вера — вот кто этот человек. Он отчётливо понимает, что он делает, и ему приходится со всеми быть разным.
…С каждым, кто соприкоснулся с чудом, в фильме происходит чудо опосредованное или конкретное. С журналистом (Хабенский) — он уходит со своей не очень любимой работы и меняется по отношению к жене. Хрущёв узрел своё чудо в красивой игре облаков…
— Но самого чуда в фильме почти не чувствуется, для души среди чернухи-бытовухи, показанной в фильме, не осталось просвета, зритель остается без чуда в себе…
— Мне так ещё никто не говорил, на всех просмотрах фильм «Чудо» зрителям очень нравился, и я был рад, что работал в этой непростой картине. Ну, может, что-то недотянули, но очень хотелось рассказать эту историю людям и вместе с ними подумать над вопросом, надо ли дожидаться такого страшного чуда или же просто начать жить хотя бы немного с Господом в душе.
— Как разобраться, что зависит от Всевышнего в твоей жизни, а что от тебя?
— Есть такой хороший, уж простите меня, анекдот. Человек обращается к Богу и печально cпрашивает: ну почему я никогда в жизни не выигрываю в лотерею? На что Господь с любовью ему отвечает: купи хотя бы один лотерейный билет, приложи хотя бы старание — и это уже будет оценено Господом. Поэтому купи, пожалуйста, билет.
Беседовала О. Круглова, Источник: https://azbyka.ru/way/iskrenne-ljubit-ljudej-jeto-znachit-byt-s-bogom/
* — Фильм о чуде с иконой святителя Николая угодника, о «стоянии Зои».
Кинолента «Чудо» основана на реальной истории, известной всем как «стояние Зои». Это произошло в городе Самаре 31 декабря 1955 года в доме № 84 по улице Чкалова. Молодежная компания собралась отмечать новый год. Все начали танцевать, только Зоя Карнаухова сидела одна, так как её жених задерживался. Вдруг девушка заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!»
И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.
На жителей города эта страшная история произвела такое впечатление, что в храмах не хватало нательных крестов для всех желающих.
Советская власть была вынуждена как-то реагировать на свершившееся событие и 24 января 1956 года «по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе» в городской газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон «Дикий случай», но это ещё больше уверило саратовцев, что они являются свидетелями реального чуда Божия. «Окаменевшая» девушка простояла так 128 дней до Пасхи.
В кинофильме «Чудо» режиссёр Александр Прошкин изменил имена и характеры героев, пытаясь донести не детали случившегося, а его главный смысл: Бог есть и Он поругаем не бывает!
Источники:
- https://pravera.ru/index/film_o_chude_s_ikonoj_svjatogo_nikolaja_ugodnika/0-3533;
- Фото:https://mixyfotos.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE/