Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Золотой запасИзвестные людиНепридуманные историиЭто интересно

Чудо на Неве. Пассажирский авиалайнер совершил аварийную посадку на реку в центре северной столицы

Пассажирский авиалайнер совершил аварийную посадку на реку в центре северной столицы
Режим чтения
⏱️ ≈ 10 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 10 мин.

Ровно полвека назад – 21 августа 1963 года – в городе на Неве произошло подлинное чудо, которое скорее могут оценить лётчики, нежели люди, никогда не сидевшие за штурвалом летательного аппарата. И любой летчик скажет, что произошло нечто по своей сути невозможное, что шанс спастись и спасти людей втакой ситуации был, как говорится, один из тысячи.

Кому молились тогда люди на борту самолета?  Молились ли вообще? Или кто-то молился, а кто-то лишь предавался своему страху? И был ли на борту того самолета праведник, ради которого смилостивился Господь? (В Библии Бог обещает, что если найдёт в городе (в Содоме) хотя бы десять праведников, пощадит весь город ради них. (Бытие, гл.18) — ред.).

Пассажирские лайнеры «Ту-124» тогда ещё только-только стали выпускаться, и этот был одним из новеньких, можно сказать – с иголочки. На таких и опаснее летать, поскольку они ещё не до конца изучены пилотами: всякого можно ждать подвоха. Командир корабля тоже, можно сказать, оказался «новеньким»: Виктору Яковлевичу Мостовому исполнилось 27 лет.

Итак, в 8:55 утра 21 августа 1963 года самолет компании «Аэрофлот» вылетел из таллиннского аэропорта Юлемисте и взял курс на Москву. Но уже через несколько минут после взлёта поступило тревожное сообщение: переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. В авиации это одна из главных бед.

Хорошо помню, как такое случилось, когда я летел в Барнаул, как ходили нервные стюардессы, как много раз, кружась в небе над Москвой, летчики пытались выбросить шасси и убрать его снова, и какой был глубочайший вздох облегчения, когда с очередной попытки оно всё-таки встало на место.

А если этого не происходит, пилотам приходится вырабатывать всё горючее, чтобы оно не взорвалось при аварии, и пытаться осторожно посадить самолет «на брюхо». А это трудно, и очень часто оборачивается катастрофой.

Мостовой получил с земли указание лететь обратно в Таллинн, но подлетев к аэропорту Юлемисте, пилоты обнаружили, что он укутан туманом. Новый приказ гласил: лететь на ленинградский аэропорт Пулково и там садиться на грунтовку. Покружив над Юлемисте, неисправный «Ту» (потом на взлетной полосе обнаружат шаровой болт крепивший стойку шасси самолета) и полетел к городу на Неве.

Пассажирам было объявлено, что по техническим причинам придётся сначала приземлиться в Пулково, а затем пересесть на другой борт и продолжить прерванный полет. Воплощенным ангелом стала в эти мгновения стюардесса Шурочка Александрова. Она вела себя так, будто это даже забавно – сначала побывать на Шоссейной, как тогда назывался аэропорт в Пулково, а потом лететь в Москву, что ничего страшного не происходит, да и самолет суперсовременный, чего бояться!

Члены экипажа не оставляли попыток устранить поломку. Пробив фюзеляж, они с помощью шеста пробовали привести шасси в чувства, но всё тщетно.

Тем временем на Шоссейной готовились со всей ответственностью и пониманием, что ситуация близка к критической. Пожарные, врачи, медперсонал, множество машин «Скорой помощи».

В 11 часов лайнер завис над северной столицей. Теперь предстояло на полукилометровой высоте выработать всё горючее без остатка. Сделали восемь кругов. Можно было садиться. Но тут бортмеханик признался командиру, что залил в баки лишнюю тонну горючего и садиться нельзя. Пошли на девятый круг

Фото Юрия Туйска.

Вдруг, совершенно внезапно, у Ту-124 заглох левый двигатель. А потом и правый. За секунду стрелка на приборах, указывающих количество горючего, с 200 литров опустилась до нуля. Дотянуть до Пулково теперь точно не получится. А внизу — Ленинград, жилые кварталы,.. отчётливо видны Смольный, Исаакиевский собор, Нева…

Ситуация из критической стала и вовсе катастрофической. Оставалось либо упасть на город там, где не самые густонаселенные кварталы, либо совершить посадку на широкую гладь Невы.

Сесть на поверхность океана и избежать гибели почти невозможно. Выдающийся современный летчик-испытатель гражданских самолетов Юрий Михайлович Сытник авторитетно объяснял мне, что в таких случаях пилот должен чувствовать летучую машину как своё собственное тело. Сначала нужно подлететь к воде со слегка задранным носом самолета и дождаться, когда самолет коснется воды хвостом. После этого надо плавно опускать нос, следя за тем, чтобы моторы не касались водной поверхности. Одно неловкое движение – и самолет нырнет резко носом, зароется в воду и разорвется на куски. А теперь представим, что надо садиться не на морскую или океанскую обширную гладь, а на реку. Да еще и в черте города, где эту реку сплошь пересекают мосты!

До 21 августа 1963 года мировая авиация знала лишь один случай удачного приводнения пассажирского самолета. 16 октября 1956 года американский «Боинг-377» благополучно сел на поверхность Тихого океана, пилоты сумели сохранить жизни и себе, и всем 24 пассажирам.

Больше такого не случалось. Всем остальным пассажирским самолетам, совершавшим посадки на воду, была уготована самая печальная участь. И все знали об этом.

Как избежать многочисленных жертв? Оставалось надеяться только на мастерство пилота, удачу и – на Господа Бога!

И снова секунды решали все. На выключенных двигателях самолёт пронесся над Смольным собором и вышел на Неву. Город летчики уже спасли. Осталось спасти пассажиров. Ещё секунда — и командир воздушного судна Виктор Мостовой на пару со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли решение садиться на воду.

И вот оно — чудо или везение — на реке почти не было кораблей. Только небольшой буксир «Буревестник» вёз по реке лес. По одной версии, самолет сажал сам Мостовой. По другой — второй пилот. Чеченев раньше работал в морской авиации, и ему уже приходилось садиться на воду. Поэтому Мостовой доверил штурвал ему.

Показался Литейный мост. Над ним пролетели на высоте 90 метров. Оставались считанные секунды – гибель или спасение? Над Большеохтинским мостом высота была уже 30 метров. Следующий – мост Александра Невского, он тогда ещё только строился. Над ним пролетели уже на высоте 4 метров. Рабочие в ужасе прыгали с лесов в реку.

Впереди остался только железнодорожный Финляндский мост, и теперь главная задача – не врезаться в него. Лайнер коснулся хвостом Невы, затем лёг на брюхо, немного нырнул носом, но не зарылся в воду, а проскользил по Неве и остановился в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. С момента остановки двигателей прошло 14 секунд.

Спасены! Лётчики проделали ювелирную работу и посадили самолет так бережно, что ни один из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Он пролетел над мостами и не врезался ни в один из них. По иронии судьбы командир корабля имел фамилию – Мостовой!

В кино часто в таких случаях герой обнаруживает на своей голове седые волосы. Но все члены экипажа вспоминали, что когда они ворвались в кабину пилотов, то увидели: Виктор Яковлевич заметно поседел.

У командира воздушного судна В. Мостового берут интервью

Теперь самолет плыл не по небу, а по реке. В фюзеляже осталась пробоина после того, как пытались через эту дыру восстановить работу шасси. Теперь сквозь эту пробоину в салон самолета начала прибывать вода. По сему поводу волнения оказались недолгими: спасатели подоспели вовремя. Мимо проходил паровой буксир 1898 года постройки с командой из четырех человек. Его капитан Юрий Поршин со словами: «Гляньте, второй Чкалов объявился!» – подвёл своё судно к самолету. Лётчики разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы буксира. Затем самолет подтянули к причалу у деревообрабатывающего завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты (из брёвен – ред.). Крыло самолета положили на них, получились сходни, по которым можно было теперь вывести пассажиров и экипаж. Вынесли двух детей, затем, выходя через верхний люк, стали покидать горемычное воздушное судно остальные пассажиры. Никакой паники.

Прохожие, а также рабочие «Северного пресса» и других соседних заводов приветствовали чудом спасшихся людей криками «Ура!» Когда последним ступил на берег экипаж, лётчикам и бортпроводнице рукоплескали. Но тут же из Пулкова примчался вертолёт, и сидевший в нём строгий начальник велел всему экипажу взойти на борт вертолета вместе с полётными документами. Лишь молодой стюард остался охранять багаж. Некоторое время пассажиры оставались на берегу, покуда за ними не приехал автобус «ПАЗ», который отвёз их на Шоссейную. Оттуда всех отправили в Таллин.

Всего известен 21 случай управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Вместе с американским аэробусом «А-320», который столкнувшись со стаей диких гусей, был вынужден экстренно сесть на поверхность Гудзона и нашим «Ту-124» на Неве – всего семь счастливых приводнений (обошедшихся без жертв). Но то, которое произошло 21 августа 1963 года, самое невероятное. Настоящее чудо!

Что же способствовало этому чуду? Мало кто задумывается, а почему же именно этот рейс? Именно этих людей спас Господь?

Ведущий телепередачи «Простые чудеса» на телеканале «Спас» Павел Астахов (бывший Уполномоченный при президенте Российской Федерации по делам ребёнка) рассказывает: «Я попытался проанализировать лишь один случай и увидел, что проведение Божие настолько точно и определенно, что отрицать его просто бессмысленно. Посмотрев на список летящих пассажиров, рейсом из Эстонии в Москву на самолете ТУ-124 в 1963 году, я увидел молодого священнослужителя, епископа Таллинского и Эстонского Алексея Ридигера, то есть, будущего святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго».

И в эти страшные минуты, глядя в окно, он видел, как мимо, будто во сне, проносятся очертания Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Зимнего дворца, и вот уже самолёт полетел над Невой, всё ниже и ниже. Он молился о спасении самолета, его пассажиров и экипажа, о спасении города, на который могла рухнуть летучая махина. В тот день было празднование Толгской иконы Божией Матери, и Таллиннский архиерей возносил мольбы ко Спасительнице рода человеческого: «Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице… Зриши мою беду! Зриши мою скорбь!..»

А вот подарок любителям совпадений: посадка лайнера на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (мужским монастырем – ред.) (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы).

Завод «Северный пресс», на плоты которого выходили спасённые пассажиры, имеет в Петербурге адрес: улица Таллиннская…

Патриарх Алексий II

С именем святого Александра Невского у будущего патриарха Алексия II тоже было связано не мало. Когда Лёше Ридигеру, было 15 лет (в 1944 году) и он стал старшим иподиаконом епископа Таллинского и Эстонского Павла, ему было поручено епархиальной властью подготовить к открытию Александро-Невский собор Таллина (который был закрыт и бездействовал при оккупации Таллина немецкими войсками), и с мая 1945 г. в этом соборе вновь начало совершаться богослужение. Алексей Ридигер был алтарником и ризничим в этом соборе, а члены его семьи — прихожанами. В 1961 году (к тому времени уже архимандрита) Алексия Ридигера рукополагали в (этом же) таллинском кафедральном соборе Александра Невского во епископа Таллинского.

Таллинский собор Александро-Невского попытались закрыть уже при советской власти (в 1962 году), собираясь переоборудовать его в планетарий. Епископу Таллинскому Алексию (Ридигеру) удалось спасти собор от закрытия*.

(* — Кстати, и мама патриарха Алексия Ii была похоронена в 1959 году в Таллине на Александро-Невском кладбище, а в 1962 году там же обрёл место погребения и его папа – протоирей Михаил Александрович Ридигер. На этом кладбище в 1856 году была построена церковь Александра Невского и было похоронено много священнослужителей Русской Православной Церкви, в том числе, иерархов, епископов, архиепископов таллинских).

Эти совпадения могли быть понятны будущему патриарху.

Позднее, когда Алексий (Ридигер) стал митрополитом Ленинградским (в 1986 году) он добился возвращения верующим ряда храмов, святынь и реликвий (в частности, мощей святого Александра Невского).

По счастливому стечению обстоятельств, повторим, в месте приводнения самолета в данный момент не оказалось кораблей, из-за столкновения с которыми, происшествие могло бы привести к полной катастрофе. Но в истории авиации имело место несколько случаев, когда даже после удачного приводнения лайнера, пассажиры погибали, затонув вместе с самолетом от полученных при посадке пробоин в фюзеляже. Но здесь, на Неве рядом с приводнившимся самолетом, оказался буксир, который не смотря на то, что в самолёт тоже стала поступать вода через пробоину в фюзеляже, пробитую при ремонте стойки шасси, смог доставить самолет к берегу и выгрузить пассажиров*.

— Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Тем не менее, вода из пробоин в фюзеляже прибывала, и, спустя некоторое время, борт СССР- 45021 затонул.

ПАТРИАРХ ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II

До рождения Алексея Ридигера произошёл случай, который семейное предание сохранило как проявление Промысла Божия о будущем Первосвятителе Русской Церкви. Незадолго до рождения сына Елена Иосифовна (его мама) должна была совершить далекую автобусную поездку, но в последний момент, несмотря на её просьбы и даже требования, её не посадили на уходящий автобус. Когда же она пришла на следующий рейс, то узнала, что предыдущий автобус попал в аварию и все пассажиры погибли.

Алёша Ридигер — в детстве. https://www.pravmir.ru/gallery.html

В Крещении мальчику было дано имя в честь Алексия, человека Божия. Алёша рос спокойным, послушным и глубоко религиозным. Этому способствовала атмосфера в семье Ридигеров, являвшей собой пример «малой Церкви». С самого раннего детства интересы Алёши Ридигера были связаны с церковной службой, с храмом. По воспоминаниям Первосвятителя, будучи 10-летним мальчиком, он «знал службу и очень любил служить. В комнате в сарае у меня была церковь, были облачения».

Родителей Алёши сначала смущала его «игра» в церковные службы, и они хотели посоветоваться с опытными в духовной жизни старцами. Ответ валаамских иноков успокоил родителей: видя серьёзность отрока, старцы благословили не препятствовать его тяге к церковной службе.

Потом, как уже было сказано выше, Алексий Ридигер стал иподьяконом у епископа Таллинского и Эстонского Павла. В 1950 году (после окончания семинарии и Ленинградской Духовной Академии) был рукоположен во диакона и через день – во священника. А в 1961 году – во епископа Таллинского и Эстонского.

Вспоминая о 50-х годах, Святейший Патриарх говорил, что ему «довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будет судить Бог и история».

Патриарх Алексий II https://mitropolia42.ru/wp-content/uploads/2018/12/aleksei2-720×540.jpg

Епископу Алексию удалось отстоять и таллинский кафедральный Александро-Невский собор, который, казалось, был обречен. 9 мая 1962 г. преставился протоиерей Михаил Ридигер, в субботу 12 мая владыка Алексий хоронил отца. Сразу после похорон к епископу подошёл уполномоченный Совета по делам РПЦ и предложил подумать о том, какой из таллинских храмов должен стать новым кафедральным собором, в связи с решением городской молодежи переоборудовать собор в планетарий. Владыка Алексий попросил уполномоченного немного подождать с решением – до праздника Святой Троицы, сам же начал готовить материалы в защиту собора. Пришлось обратиться к изучению далёкого и недавнего прошлого и подготовить для властей исчерпывающую справку по истории собора, рассказать о том, как пронемецкие силы в Эстонии пытались закрыть собор, свидетельствующий о нерушимой духовной связи Эстонии и России. Самым серьёзным политическим аргументом оказался тот факт, что сразу после оккупации Таллина немецкими войсками в 1941 г., собор был закрыт и бездействовал во все время оккупации. Перед уходом германские власти решили сбросить с колокольни знаменитые соборные колокола, но и это им не удалось, они смогли снять лишь язык малого колокола, который, несмотря на горы опилок и др. меры предосторожности, разбил при падении паперть придела в честь св. князя Владимира. «Вот обрадуются реваншисты в Германии,– сказал епископ Алексий, передавая свою записку,– то, что они не сумели сделать, свершила советская власть». И вновь, как и в случае с Пюхтицким монастырем, по прошествии некоторого времени, уполномоченный информировал епископа, что вопрос о закрытии кафедрального собора больше не стоит. Удалось сохранить и все 36 «нерентабельных» приходов…

  В юбилейный 1988-й год произошел радикальный сдвиг во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и общества. В сознании общества Церковь стала тем, чем она была в действительности со времени св. князя Владимира – единственной духовной опорой государства и существования русского народа.

В апреле 1988 г. состоялась беседа Святейшего Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода РПЦ с М.С.Горбачевым, во встрече участвовал и митрополит Ленинградский Алексий. Иерархами был поставлен ряд конкретных вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности православной Церкви. После этой встречи был открыт путь к широкому общенациональному празднованию 1000-летия Крещения Руси, которое стало подлинным триумфом Церкви.

В 1990 году состоялось избрание митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера) Патриархом.

Торжественный молебен в связи с вступлением в должность нового президента РФ. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент России Владимир Путин. Фото: С.Величкин и В.Родионов / ТАСС

Новоизбранный Патриарх понимал: «Никто не рождается готовым епископом и нет такого, кто родился готовым Патриархом. Я такой же, как все, я также сформировался в советское время. Но сейчас главное – не почивать на лаврах, не чувствовать себя князем Церкви, а неустанно трудиться» (Беседы с Патриархом Алексием II). В том, что собирался осуществить новый Предстоятель Русской Церкви, было и немало риска: за советский период был практически утрачен опыт монашеской жизни (в 1988 действовал всего 21 монастырь), была утрачена система духовного образования мирян, никто не знал, как проповедовать в армии, как вести работу в местах заключения. Однако необходимость такого служения становилась все очевиднее…

10 июня 2000 г. Русская Церковь торжественно отметила десятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Алексия. За литургией в возрожденном храме Христа Спасителя Патриарху Алексию сослужили 70 архиереев РПЦ, представители братских Поместных православных Церквей, а также около 400 клириков Москвы и Московской области. Обращаясь к Патриарху с приветственным словом, Президент России В. В. Путин подчеркнул: «Русской Православной Церкви принадлежит огромная роль в деле духовного собирания российских земель после многолетнего периода безверия, нравственной разрухи и богоборчества. Происходит не только восстановление разрушенных храмов. Восстанавливается традиционная миссия Церкви как ключевого фактора социальной стабильности и объединения россиян вокруг общих моральных приоритетов – справедливости и патриотизма, миротворчества и благотворительности, созидательного труда и семейных ценностей. Несмотря на то, что Вам довелось вести церковный корабль в нелегкое и противоречивое время, прошедшее десятилетие стало уникальной эпохой реального возрождения нравственных основ жизни общества. В этот ответственный момент отечественной истории миллионы наших сограждан с глубоким уважением прислушиваются к Вашему твёрдому, сердцем выстраданному слову пастыря. Россияне благодарны Вам за Ваши молитвы, Ваше попечительство об укреплении гражданского мира в стране, о гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений».

(Православная Москва. 2000. № 12 (222). С. 2).                    Материал подготовлен по публикациям А. Сегеня, Е.Молодкиной, П.Астахова и др. Источники: 1) Православие.ру // https://pravoslavie.ru/63542.html ,2) https://ru.wikipedia.org ,       3) https://spb-kp-ru.turbopages.org/spb.kp.ru/s/daily/26870/3913647/ ,

4) ТК «Спас», телепрограмма «Простые чудеса»,   5) http://longread.fontanka.ru/page3390487.html , 6) Биография Патриарха Алексия II («Православная Энциклопедия», т. 1. Москва, 2000 г.).

Читайте также
Известные люди

Мне хочется спастись! Актриса театра и кино Екатерина Васильева о постриге

Известные люди

Новый министр обороны Андрей Белоусов. Не только экономист с большой буквы, но и воцерковленный человек

Известные людиНепридуманные истории

Он предсказывал будущее. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Известные люди

Ведущий телепрограммы «Умники и умницы», профессор МГИМО Юрий Вяземский: «Игумен Савва сказал мне: «Симпатичный ты мальчик, но как барашка»»