Известные люди

Эльдар Рязанов: «Андрея Мягкова спас Бог»

Конечно, Андрей Мягков навсегда вошел в историю кино ролями двух милых (под стать фамилии актера) людей среднего возраста: Лукашина в «Иронии судьбы» и Новосельцева в «Служебном романе». Однако если чуть-чуть отодвинуть этих всеобщих любимцев в сторону, обнаружится огромная фильмография и список спектаклей, в которых Андрей Васильевич блестяще играл самые неожиданные роли. И во время работы над которыми происходило много всего интересного…

«Лучше уйду из театра, чем сыграю Ленина»

Ещё до «Иронии судьбы…» Мягков играл Ленина в фильме «Надежда». Его режиссер, Макр Донской, под конец жизни создал свою маленькую лениниану – снял два фильма про мать будущего вождя, Марию Ульянову, и один фильм – про юность его жены, Надежды Константиновны. Вот как раз в образе 23-летнего жениха Надежды и предстал Мягков.

  Андрей Мягков сыграл Ильича в фильме «Надежда»

Он не хотел играть эту роль – как вспоминал в недавнем интервью, «моя семья всегда все понимала, и кто такой Ленин, и кто такой Сталин, и что такое советская власть…» Однако Донской смог уговорить Мягкова, сказав, что ему предстоит играть не вождя революции, а просто влюбленного молодого человека: «И больше ничего! Давай в Белохвостикову (игравшую Крупскую. – Ред.) влюбляйся!» В фильме действительно политики и пропаганды оказалось по минимуму.

Позже Мягков должен был играть Ленина в спектакле «Так победим!» по пьесе Михаила Шатрова, причем Шатров выбрал его на эту роль сам. Тут уж актёр встал на дыбы и даже поссорился с руководителем МХАТа Олегом Ефремовым, заявившим: «Или будешь играть эту роль, или уходи из театра!» Мягков ответил, что лучше уйдет. На счастье, выяснилось, что Ленина готов сыграть другой актер, Александр Калягин, и конфликт сам собой был исчерпан.

Как он стал детективщиком

Мягков более полувека состоял в браке с актрисой Анастасией Вознесенской. Широкой публике она известна прежде всего по роли директора рынка в «Гараже», и это один из немногих случаев, когда она снималась вместе с мужем. Это очень скрытная пара; они были однокурсниками и поженились ещё в студенчестве, но на курсе ещё очень долго многие об этом не подозревали.

Именно Вознесенская первой стала звездой: сразу после учёбы сыграла большую роль в фильме «Майор Вихрь», была приглашена в труппу театра «Современник». Мужа взяли в ту же труппу «в нагрузку», по словам Эльдара Рязанова. В кино ему сначала не очень везло: первый же фильм, «Похождения зубного врача» Элема Климова, вышел очень ограниченным тиражом, а потом и вовсе был снят с экранов. Но «Похождения…» заинтересовали мэтра советского кино Ивана Пырьева, и вскоре Мягков получил свою первую звёздную роль – Алёши в его «Братьях Карамазовых». И популярность Вознесенской в лучах славы мужа постепенно начала меркнуть. Что, впрочем, никак не испортило их брак.

Рассказывают, что именно Вознесенская всячески поддержала мужа, когда накануне 70-летия он решил стать писателем. Тогда, в 2007-м, вышел его детективный роман «Сивый Мерин» (героя зовут Сева Мерин, он молодой сотрудник угрозыска); сейчас перу Мягкова принадлежат уже три книги о его приключениях, по ним снят сериал.

Кстати

Мягков целовал Брыльскую только из чувства служебного долга.

Андрей Мягков не любит давать интервью и последние лет десять практически не общается с журналистами. Что, впрочем, не мешает нам самим любить актёра, который обладал даром из роли маленького человека создать целую вселенную.

Мягков более полувека состоял в браке с актрисой Анастасией Вознесенской.  

Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги» вспоминает:

«…Как говорится, «Бог троицу любит». Наша третья встреча с Мягковым произошла в работе над «Гаражом». Здесь мы уже совсем не приукрашивали героя. Во-первых, мы лишили его голоса. Роль, по сути, немая. Лишь в конце мягковский Хвостов просипит несколько фраз. А лишив артиста голоса, я отнял у Мягкова одно из его самых сильных средств выразительности. Я сразу как бы поставил артиста в условия менее выгодные, чем у других исполнителей. Кроме того, мы совсем не боролись за «красоту» и обнародовали раннюю лысину Мягкова, нанеся этим, как я догадываюсь, жуткую травму многим поклонницам Андрея Васильевича. Фильм был по стилистике жёстким, сатирическим. И артист отлично понимал, что любое украшательство, в том числе и собственное, здесь неуместно. Мягков, как мне думается, гармонично вписался в очень сильный актёрский ансамбль. Конечно, чего греха таить, в том, что роль жертвы, персонажа, несправедливо обиженного правлением кооператива, была поручена завоевавшему зрительское признание Андрею Мягкову, присутствовал некий элемент режиссерской спекуляции. Мне было необходимо сразу же вызвать у зрителя симпатию, сочувствие, жалость к этому обездоленному человеку. Я рассчитывал, что предыдущие роли бросят некий отсвет и на новую работу артиста. Тем более, что Хвостов сам ничего не мог о себе сказать. Я очень доволен, как Андрей Васильевич сыграл эту, пожалуй, самую невыгодную в фильме роль. И только благодаря мягковской натуральности, серьёзности, обаянию безголосый Хвостов занимает достойное место в рядах борцов за справедливость, возглавляя вместе с героиней Ахеджаковой поход во имя честности и порядочности.

Мягкову, как человеку жадному до созидания, мало только актёрского труда. Перейдя после «Иронии судьбы» к Ефремову во МХАТ, заняв там сразу же ведущее положение, он начал ещё и преподавать в той самой Школе-студии, которую некогда окончил. И, надо сказать, ему есть чему научить новых мхатовских наследников.

Кинорежиссёр Эльдар Рязанов

А «хобби» у Мягкова тоже творческое и очень нестандартное. Несколько лет назад он вдруг купил холсты, масляные краски и неожиданно для всех занялся портретной живописью. Я видел его портреты. Они совсем не вяжутся с нашим представлением о Мягкове. Его живописная манера резка, моделям своим художник отнюдь не льстит. На его холстах люди выглядят, скорее, неприятными, приближенными к недоброй карикатуре. Художник Мягков не щадит даже самых близких людей. Причём живописные работы артиста, несомненно, несут на себе отпечаток его общей одарённости.

Была у меня с Андреем Васильевичем ещё одна встреча, когда он играл Карандышева в «Жестоком романсе». Не буду здесь говорить о творческих задачах и об исполнении артистом этой классической роли – подробно о работе над экранизацией «Бесприданницы» рассказывается в главе «Послесловие к фильму». А сейчас я хочу поделиться страшным воспоминанием. Это случилось 20 сентября 1983 года. В этот день мы снимали кадр, как возбужденный Карандышев подбегает к лодочнику, нанимает лодку и отправляется на «Ласточку», куда компания кутил-богачей увезла его невесту.

И когда он отгребает от берега, мимо его лодки, чтобы подчеркнуть время действия, эпоху, проплывает колесный буксир «Самара». В общем, кадр не очень сложный. Снимали его вечером. Место для съёмки было выбрано эффектное – около красавца Ипатьевского монастыря. Сняли первый дубль. Но не очень удачно. Кадр получился невыразительный, потому что буксир прошлепал своими колесами довольно далеко от лодки. Мягкову было сказано, чтобы в следующем дубле он греб поближе к буксиру, а капитану тоже дали указание не отдаляться от лодки с актёром. Началась съёмка второго дубля. Мягков прыгнул в лодку и яростно греб от берега. Он сидел спиной к буксиру и не видел, не ожидал, не мог себе даже представить того, что произойдет через мгновение. Мы, стоящие на берегу, вдруг замерли в предчувствии ужасной катастрофы.

Никто не подозревал, что огромные, трехметровые в длину, чугунные лопасти пароходного колеса образуют недалеко от себя сильное течение, нечто вроде водяного смерча-воронки, и что этот водяной вихрь неумолимо засасывает под пароход всё. Буквально в течение двух секунд лодка с Андреем Мягковым исчезла под лопастями колеса, была погребена в волжской пучине. Капитан на мостике скомандовал «стоп-машина», но было уже поздно. Лопасти по инерции ещё били по воде – правда, всё медленнее и медленнее. И, наконец, остановились. Повторяю, лопасти были чугунные и каждая весила несколько сот килограммов. На поверхности воды никого и ничего не было. Мы застыли в шоке. И только киноаппарат, который забыли выключить, продолжал бесстрастно фиксировать это страшное событие. Наконец, через несколько секунд (минут, часов?), всплыли на поверхность раздробленные доски – то, что осталось от лодки. И стало окончательно ясно, что Андрей погиб. Прошло ещё некоторое время. Оцепеневшие от ужаса люди застыли. Жуткая пауза повисла над Волгой. И вдруг из глубины всплыл Андрей. Он отфыркался и поплыл к берегу. Это было невероятно! Это было истинное чудо! Мы засуетились, забегали, кто-то бросился в другую лодку и погрёб навстречу артисту, но Мягков сам успел подплыть к месту, где стояла кинокамера. Его вытащили на причал. Он дрожал от холода – дело происходило осенью, вода в Волге была градусов восемь-десять. На нём не было ни царапины. Андрей позже говорил, что его спас Бог. Ибо перед съёмкой он около двух часов гулял по Ипатьевскому монастырю, заходил в собор и мыслями находился наедине с Господом. Мокрого, окоченевшего Андрея быстро переправили на «Самару» – там был горячий душ. Надо отметить и комедийную деталь, которая вспомнилась позже. Когда голова Андрея появилась из водоворота, какой-то мальчик на берегу вдруг закричал:

— Смотри, а дядя-то стал лысый!

Где-то там, в глубине, вода смыла с головы Мягкова парик…

Несмотря на то, что весь этот кошмар кончился благополучно, меня продолжал колотить озноб. Он не проходил весь вечер. Признаюсь, мы крепко выпили в честь чудесного спасения Андрея Васильевича, но стресс был таков, что алкоголь не брал, расслабиться никак не удавалось. А в час ночи Мягкова отвезли на поезд, и он уехал в Москву. На следующий день ему надо было играть спектакль. Так что у Андрея Васильевича теперь два дня рождения – день, когда он появился на свет, и 20 сентября, когда он родился вторично».

Источники: 1) https://www.kp.ru/daily/26852.5/3894440/ 2) ЛитМир — Электронная Библиотека > Рязанов Эльдар Александрович > Неподведенные итоги > Стр.100 // https://www.litmir.me/br/?b=23685&p=100

Читайте также
Известные люди

Чемпион мира по шахматам Сергей Карякин

Известные люди

Великая русская актриса Инна Чурикова

Известные людиМиссионерское

Владимир Хотиненко. Однажды он услышал голос, который предупредил, что если он не крестится, то пропадет…

Известные людиИнтересное

Великая пианистка Мария Юдина: «Может ли душа вымолить себе ад, а спасение отдать другому»?

WP Radio
WP Radio
OFFLINE LIVE