Безрукова за «Луку» избили на Подоле
О святом хирурге сняли фильм в Киеве с русскими актёрами.
В конце апреля 2015 года в широкий прокат вышла кинокартина «Излечить страх» (снята в 2013 г. – ред.) о жизни архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) — великого хирурга и проповедника, прошедшего сталинские лагеря и канонизированного Русской Православной Церковью. Фильм сняла киевская киностудия, а сыграли в ней российские актёры. Главную роль исполнил Виталий Безруков.
— Виталий Сергеевич, до съёмок вы много знали о святителе Луке?
— Уже знал. Незадолго до этой работы у меня случилась очень серьёзная болезнь, и в больнице, где я лежал на обследовании, мне попалась в руки брошюрка «Святитель-хирург». Прочёл и был потрясён его жизнью. Он принял сан в 1920-е годы, когда за принадлежность к священству можно было поплатиться жизнью. Будучи первоклассным хирургом, не оперировал без иконы и без молитвы, и это — в советской больнице. Столько невероятного в его жизни! Ведь, пройдя лагеря, он, бывший зэк, получил Сталинскую премию за свои открытия в области гнойной хирургии. Я тогда много о нём думал, обращался к нему в мыслях. И уверен, что святитель мне помог — у меня благополучно прошла операция.
Когда режиссёр и продюсер встретились со мной и сказали, что они пробуют на эту роль ещё Евгения Герасимова и Сашу Михайлова, моего друга, я ответил: «Тогда — стоп. Я бесконечно люблю и уважаю этих актёров, но в соревнованиях участвовать не буду. Либо берёте меня, либо нет». И они тут же: «Ладно, не надо никаких проб. У вас удивительное портретное сходство со святителем, и для нас это очень важно».
— Святителя Луку жестоко пытали в тюрьме. В фильме есть об этом?
— В полной мере. Он ведь объявлял голодовку в знак протеста, и для съёмок я похудел за полтора месяца на 23 килограмма. Сам придумал диету. И когда мы снимали сцену, как святитель Лука объявляет голодовку, то я перед этим трое суток ничего не ел, только пил кофе или чай. Когда ничего не ешь, то появляется такая отрешённость, лёгкость во всём, в том числе и в мыслях. Правда, мне потом это аукнулось приступом панкреатита. Такое резкое похудение — это пытка и большая нагрузка для здоровья.
Во время съёмок я ещё сломал ребро. В сцене, когда меня следователь-чекист бьёт наотмашь, я падаю. Несколько дублей было отснято. Для моего падения постелили матрас. Но никак не могли хорошо снять момент, когда я падаю. И чтобы меня лучше было видно в кадре, под матрас положили ящики. Я сильно ударился боком об эти ящики. Ребята мне кричат: «Виталий Сергеевич, давайте ещё дубль». А я лежу и встать не могу, даже вздохнуть мне тяжело. Выяснилось, что сломано ребро. Хорошо, что это был последний съёмочный день. Видимо, это мне была плата за то, что я так смело гримировался и перевоплощался в святителя.
— Вас консультировал кто-то из батюшек?
— В каждый съёмочный день на площадке присутствовал священник и смотрел, всё ли мы правильно выполняем в сценах церковных служб. Он показывал, как правильно я должен благословлять крестным знамением людей. Но я представлял, как выглядят и как держатся иерархи такого уровня. Долгие годы моим соседом в доме, где я до сих пор живу, был известный в Москве архиепископ Киприан (Зернов). Я ходил в храм «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, где он служил. Много общался с ним в быту, вместе встречали Новый год. Я тогда был молодым артистом, у меня только родился Серёжа, жили в дикой бедности. И я как-то попросил у владыки деньги до зарплаты на холодильник, потому как нам с женой даже негде было хранить молоко для нашего сынишки. Владыка выслушал мою просьбу, а вечером нам позвонили в дверь, и два здоровенных дядьки внесли холодильник.
Когда была премьера нашего фильма в Киеве, то среди зрителей было и духовенство. Я много хороших слов услышал от священнослужителей. За эту роль получил в Киеве орден из рук митрополита Киевского Владимира. Когда я был в Симферополе, для меня открыли мощи святителя Луки, которые хранятся в Свято-Троицком женском монастыре. Меня очень тепло приняла настоятельница этого монастыря, матушка Мария, которая знала святителя. Она мне подсказала: когда я буду прикладываться к мощам, то могу у святителя о чём-то попросить. Я воспользовался её советом. Не прошло и недели, как моя просьба исполнилась. Вот так получилось, что благословение я получил от самого архиепископа Луки.
Беседовала Е. АЛЕКСЕЕВА. Газета «Крестовский мост» // http://www.krest-most.ru/?c=article&id=452
После премьеры Виталий Безруков, который сыграл Валентина (в монашестве – Луку) Войно-Ясенецкого (его герой жил в 1877–1961 годах), рассказал, что на съемках было самым тяжелым: «Меня серьёзно били. Такое не сыграешь, это надо пережить. Сережу (Сергея Безрукова – сына Виталия Безрукова – прим. ред.) в «Есенине» тоже бьют, он па-дает, у него хлыщет кровь изо рта, но все это снято рапидом (скоростная киносъемка с частотой до нескольких сот или тысяч кадров в секунду. — авт.). У меня была обычная съемка — били меня в казематах на Подоле вживую. Я после этого три дня отходил. А снимали ежедневно, с семи утра до десяти вечера».
Источник: http://vesti-ukr.com/kultura/20785-bezrukova-za-luku-tri-dnja-bili-na-podole; Фото: http://ru.tsn.ua/glamur/syn-sergeya-bezrukova-ochen-pohozh-na-deda-a-dochka-uzhe-poet-328841.html