3 августа 2023 года, на 82-м году жизни, умерла известная актриса театра и кино Народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко.
«Буквально на днях мы поздравляли её с 81 днем рождения, а затем, когда она внезапно попала в больницу, надеялись, что многочисленные пожелания здоровья возымеют силу. Но увы…», – говорится в сообщении на сайте МХТ им. А.П. Чехова.
В театре отметили, что для многих поколений Ирина Мирошниченко «была любимой актрисой, «звездой» экрана и сцены, эталоном женственности и красоты».
«Для нас же, её коллег, Ирина Петровна ещё и пример служения сцене и публике, образец верности Художественному театру и просто родной человек», – добавили в МХТ им. А.П. Чехова.
– Мы играем душой. Душа должна быть всё время в активном состоянии, в состоянии открытости, в состоянии что-то услышать, на что-то откликнуться, от чего-то содрогнуться – и снова расцвести. Наверное, эти жизненные уроки полезны не только для актёра, а для любого человека. Душа – она бессмертна, она навсегда, – процитировали в театре одно из высказываний актрисы.
Ирина Мирошниченко родилась 24 июля 1942 года в Барнауле.
В 1965 году она окончила Школу-студию МХАТ и была принята в труппу Московского Художественного театра (ныне – МХТ им. А. П. Чехова), в котором с тех пор и играла.
Наибольшую же любовь и уважение зрителей Ирина Мирошниченко снискала за свои роли в кино, в котором дебютировала в 1963 году – тогда она сыграла в эпизодической роли Кати, сестры главного героя в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Главную роль на киноэкране она сыграла впервые в 1966 году – в военной драме «Их знали только в лицо».
В числе других знаменитых кинокартин с участием Ирины Мирошниченко: «Андрей Рублев», «Ошибка резидента», «Вам и не снилось…», «Старый Новый год» и многие др. (всего — более сорока).
В 1998 году Ирина Мирошниченко была удостоена звания Народной артистки РСФСР. Также награждена орденами «Знак Почета» (1971), Почета (1998), «За заслуги перед Отечеством» III (2021) и IV (2008) степеней, Дружбы (2015).
Источник: https://foma.ru/umerla-izvestnaja-aktrisa-teatra-i-kino-irina-miroshnichenko.html
Вашему вниманию предлагается архивное интервью актрисы.
Ирина Мирошниченко – первая Мария Магдалина советского кино – рассказала о своём пути к Церкви
Её папа был коммунист, а мама носила крестик и ходила в церковь
«Подожди до слова «Мотор!»
Вадим Юсов и сказал: «До съёмки ещё часа два, не плачь по-настоящему, устанешь. Подожди до слова «Мотор!». Я на таком эмоциональном нерве была три дня — от слёз было красное, вздутое лицо. Но это момент творчества.
— Вы более сорока лет на сцене одного театра. Изменились ли за эти годы ощущения перед выходом на сцену?
— Сейчас совершенно другой театр, но по-прежнему прекрасный — свежий, молодой, современный, очень живой и разноплановый. На сцену всегда выхожу с восторгом, трепетом, волнением и с огромной ответственностью. Нужно всегда соответствовать тому, что ты сделал за жизнь. И каждая новая работа требует ещё большей скрупулёзности, неожиданности, чего-то нового — того, что ты не делала раньше. Это очень трудно — нести ответственность.
— Но есть красота, которой многое прощается…
— Красота, молодость, молодёжный драйв полёта хороши, но они уходят, как всё в жизни. Как не увянуть раньше времени, как оставаться в любом возрасте живой и интересной зрителям. Это сложно.
На гастролях пришла к священнику
— В прессе писали, что вы серьёзно болели: парализовало ноги…
— Нет, журналисты неправильно поняли. Да, я тяжело болела, и поначалу врачи говорили, что спасти может только операция. Но потом нашлись врачи, которые предложили лечить другим методом и вернули мне здоровье. Я вышла на съёмочную площадку. Это было чудо.
— Как вы пришли в церковь? В семье были верующие?
— Папа — коммунист, он был вне церкви, но жил так чисто, так скромно и благородно, что я думаю — он не сделал ничего, за что можно его осуждать. Он для меня всегда был авторитетом, и сейчас я молюсь за него. А мама была верующей, носила крестик, водила меня в церковь. Мы соблюдали правила, пост, праздники, но в советское время креститься было трудно и страшно. И только уже став известной актрисой, на гастролях в Минске, я приняла крещение. Помню, надела тогда косынку и тихо пришла к священнику…
— В какой храм ходите сейчас?
— Очень люблю храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе, где подворье Сергиевой лавры. Мой духовный отец — игумен Дионисий. Когда в трудную минуту я обратилась к нему, он был ещё совсем молодой. Это для меня очень дорогой человек, с уникальной внутренней добротой, умом, интеллектом и пониманием.
— Случаются ли моменты, когда вам помогает вера?
— Это бывает часто. Но афишировать, на мой взгляд, неприлично.
Н.С. Михалков был чудным юношей
— Ваша первая роль в кино была в фильме «Я шагаю по Москве». Кто из создателей фильма вам особенно запомнился?
— Помню режиссёра Георгия Данелию, помню Вадима Юсова, который всё время говорил: «Встань сюда! Не отворачивайся, чтобы я успел тебя разглядеть и взять в кадр». Помню Любовь Соколову: она всегда мне убирала со лба чёлку и стремилась вернуть меня в кадр. А я всё стеснялась, отворачивалась от камеры.
— А совсем молодой тогда Никита Михалков?
— Да, он был чудный юноша. Но тогда он мне не очень запомнился. Как артиста узнала его позже. Видела его на даче Андрея Кончаловского, где мы снимали первые сцены «Дяди Вани», в санатории имени Артёма, где они сняли люкс и работали большой группой, готовясь к фильму «Раба любви». А мы с мамой там же отдыхали и готовились к съёмкам «Вам и не снилось». И когда я впервые увидела «Рабу любви», была потрясена. И сейчас мне кажется очень важным, что он создал Российский союз правообладателей, признавший авторство артистов. У пожилых актёров появилась возможность жить заслугами прошлых лет. Разве это плохо?
Беседовал Виталий ЛЕСНИЧИЙ.
Источник: http://www.krest-most.ru/?c=article&id=207
Об Андрее Тарковском и о его фильме «Андрей Рублев» Ирина Мирошниченко рассказала также и изданию «7дней»:
Я приехала и в кабинете увидела Андрея Тарковского. Он спросил: «Вас, наверное, смутило, что я на вас ТАК смотрел? Просто у вас очень «иконописное» лицо. Я снимаю картину про великое и страшное время, фильм будет называться «Андрей Рублев». Мне нужен персонаж, Мария Магдалина. Вы знаете, кто это?» Я искренне сказала: «Нет!» Потом меня стали фотографировать, делали разный грим, надевали парик с длинными волосами. И по ходу фотосъемки его ассистенты потихоньку рассказывали мне, кто моя героиня и что это за фильм. Тарковский посмотрел мои пробы и сказал: «Всё! Это она. Подходит».
…Я недавно была во Владимире. И, проезжая по абсолютно новому, изменившемуся городу, вдруг стала что-то узнавать и вспомнила, как я снималась зимой 1967 года у Тарковского.
Нас тогда привезли в совершенно пустынное место, там было только заснеженное поле и совсем узенькая тропинка вдоль, ходить следовало только по ней, никуда не сворачивая, чтобы не наследить — для сцены распятия требовался первозданный снег.
Босые люди должны были идти на Голгофу, увязая в этом снегу, и плакать. И вот среди всего этого белого безмолвия Тарковский мне рассказывал, кто такая Мария Магдалина и кто такой Иисус Христос. Хотя я всегда была верующим человеком, но знала только то, что рассказывала мне мама и что слышала в церкви. Прочесть-то про все это было негде…
И все-таки, пока снимали, я ещё не очень понимала, что это будет за фильм. А когда на премьере увидела — обомлела. Так же, как и многомиллионная аудитория..
Через много лет, когда я приехала в Париж, нас повезли на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. И вдруг я увидела — простой деревянный крест и надпись: «Андрей Тарковский». Сердце сжалось.
На этом кладбище есть такая услуга: ты платишь определенную сумму, и от тебя на могилу целый год будут приносить свежие цветы. Весь 1993 год я каждый день отдавала Андрею дань памяти и уважения.
Конечно, все эти люди, с которыми у меня так много связано, но которых уже нет, продолжают жить в моей памяти»…
- https://www.peoples.ru/art/cinema/producer/tarkovskiy/history.html;
- https://7days.ru/stars/privatelife/irina-miroshnichenko-ya-dala-ponyat-andreyu-tarkovskomu-chto-ya-zamuzhem.htm