Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Жития Святых

Как апостол Пётр с колдуном боролся. Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

Режим чтения
⏱️ ≈ 8 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 8 мин.

День памяти — 12 июля (по нов. ст.)

В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу. И не только руки и слова его были чудодейственны, но даже и самая тень его подавала исцеления: «так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них». А когда царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви (в Иерусалиме), чтобы «сделать им зло» и, убив мечом Иакова, брата Иоанна, схватил святого Петра и посадил в темницу, сковав двумя цепями, то ангел Господень ночью разрешил его от оков и освободил от заключения.

Открыл двери веры язычникам

Верховный Апостол Пётр первый открыл дверь веры язычникам, крестив в Кесарии римского сотника Корнилия после видения ниспущенного с неба полотна, полного четвероногими и гадами, и – голоса, повелевающего Петру заколоть всё это и есть, и не почитать нечистым того, что Бог очистил; видение это было знамением обращения ко Христу язычников.

Святой Апостол Пётр обличил Симона, волхва самаритянина, лицемерно принявшего крещение и хотевшего за деньги купить дар Святого Духа: «Серебро твоё, сказал Апостол волхву, – да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги…».

В Иерусалиме явился святому Петру в видении Господь Иисус Христос, говоря: «Встань Пётр и иди на Запад: настало время преосветиться ему твоею проповедью; Я же пребуду с тобою».

В это время Симон волхв был уже взят искавшими его воинами и приведен в Рим, чтобы принять наказание по своим делам. Но он, омрачив волшебною хитростью умы многих, так обольстил их, что не только не понёс наказания, а даже многими начал почитаться как бог. Этот предтеча сатаны настолько изумил своим волшебством самого кесаря Клавдия, что была изваяна статуя волхва и поставлена между двумя мостами на Тибре с такой надписью: «Симону, святому богу».

Симон волхв обольщает народ

В Риме святой Апостол Петр на площадях и в домах ежедневно проповедовал о Едином Боге – Отце всемогущем, и Едином Господе Иисусе Христе Сыне Божием, Боге истинном от Бога истинного и Едином Духе Святом, Господе Животворящем; и многих он привлек к Христовой вере, избавив святым крещением от обольщения идолопоклонством. Видя всё это, Симон волхв не хотел молчать и таить своей злобы на святого Петра, – он почитал себе за посрамление проповедь Апостола, которою ниспровергалась его слава; и начал волхв открыто препятствовать истинному учению Апостола своими лживыми словами и делами, – без всякого стыда он прекословил святому Петру среди города. Волхв обольщал народ, возбуждая в нём странные мечты; он показывал предшествующие и последующие за ним привидения, о которых говорил народу, что это души умерших; показывал он и воскресших из мертвых, кланявшихся ему как богу; исцелял хромых, возвращая им способность ходить и скакать. Но всё это было не действительность, а призрак, подобный баснословному Протею, видоизменявшемуся различным образом: то являвшемуся с двумя лицами, то, спустя немногое время, превращавшемуся в козу, змея, птицу, то уподоблявшемуся огню, словом принимавшему на себя всякий вид для прельщения безумных. Но достаточно было великому Апостолу Господню взглянуть на дела Симона и тотчас исчезали волхвования последнего.

И пёс заговорил…

http://predanue.ru/Azbuka-magii/Istoriya-magii/simon-mag-legenda.html

Когда святой Петр пришел в Рим и узнал, что Симон, называя себя Христом, творит пред глазами народа великие чудеса, то, возгоревшись ревностью по истинном Боге, он отправился к дому Симона, у ворот которого нашёл большую толпу людей; они возбраняли Апостолу проникнуть внутрь дома. Тогда святой Петр сказал: «Зачем препятствуете мне пройти к льстивому волхву?»

– Он не волхв, – отвечали из толпы, – но сильный бог; он поставил у ворот своих сторожа, знающего помышления человеческие.

С этими словами святому Апостолу указали на чёрного пса, лежавшего в воротах, заметив: «Эта собака умерщвляет всех, думающих о Симоне неправду».

– Я истину о нём говорю, – подтвердил святой Петр, – Симон — от беса.

Затем, приблизившись ко псу, Апостол сказал: «Иди и передай Симону: Пётр, Апостол Христов, хочет войти к тебе».

Пёс пошел и человеческою речью передал Симону то, что приказал святой Апостол Пётр. Все, слышавшие, как говорил пёс, ужасались. Симон, в свою очередь, послал того же пса со словами: «Пусть войдёт сюда Пётр».

Когда святой Апостол вошёл в дом, Симон начал свое волхвование пред народом на глазах у святого Петра. Святой же Апостол с помощью силы Христовой явил большие чудеса. Какие же именно? В Риме у одной благородной вдовы, из царского рода, умер в молодых летах сын; и безутешно плакала о нем его матерь; жалевшие её вспомнили о мужах, явившихся в Риме, о Петре и Симоне волхве, что они воскрешают мёртвых; и вот одни призвали к умершему Петра, а другие Симона.

Воскрешение юноши

«Апостол Пётр», Художник Рубенс, ХVII в.

На погребение юноши собралось много людей знатных и народа. И сказал святой Пётр Симону волхву, величавшемуся пред всем народом своей силой: «Кто из нас воскресит сего мертвеца, того учение должно быть признано как истинное». Народ одобрил решение Апостола. Симон же, надеясь на свою волшебную хитрость, обратился к народу: «Если я воскрешу мертвого, – убьёте ли вы Петра?»

– Живого сожжём пред твоими глазами! – закричал народ.

Приступив к одру умершего, Симон начал свое волшебство и при содействии бесов достиг того, что мёртвый двинул своею головою. И тотчас народ начал кричать, что юноша жив, – что он воскрес. Святого же Петра не медля хотели вести на сожжение. Апостол же, дав знак рукой, просил помолчать и, когда наступила тишина, сказал: «Если юноша жив действительно, то пусть он встанет, и говорит, и ходит; пока же этого не увидите, не сомневайтесь, что Симон обольщает вас своим волшебством».

Симон долго ходил кругом одра, призывая бесовскую силу, но безуспешно; тогда он хотел бежать со стыда; народ же задержал его. А святой Пётр, истинный чудотворец, воскресивший Тавифу и соделавший многие иные славные чудеса, став вдали, поднял к небу очи и руки, и начал молиться: «Господи Иисусе Христе, повелевший нам Твоим именем воскрешать мёртвых, молю Тебя оживотвори сего юношу, да познают предстоящие здесь, что Ты — Бог истинный и нет иного кроме Тебя, живущего и царствующего с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь».

После этой молитвы он воззвал к мертвецу: «Юноша! встань – тебя исцеляет и воскрешает Господь мой Иисус Христос». И тотчас мёртвый открыл глаза, поднялся и начал ходить и говорить. Юноша, припав к ногам святого Петра, восклицал: «Я видел Господа Иисуса, повелевающего ангелам возвратить меня, по твоему молению, моей вдовствующей матери».

Тогда весь народ стал взывать: «Един Бог и нет иного, кроме исповедуемого Петром!»

Бегство волхва

Симон же волхв бежал, придав бесовскою силою своей голове вид собачьей; тем не менее народ схватил его, причём одни хотели его побить камнями, а другие сжечь. Но святой Апостол Пётр воспротивился этому, сказав: «Наш Господь и Учитель не повелел воздавать злом за зло, – пустите его; пусть идет куда хочет: с него довольно стыда, поношения и убеждения в беспомощности своего волшебства».

«Освобождённый Симон, – передает Маркелл, — пришёл ко мне, предполагая, что я ничего не знаю о чудесном происшествии. Симон привязал к воротам моего дома железной цепью громадного пса и говорил мне: «Посмотрю, – придет ли к тебе Петр по своему обыкновению»».

И через час подошёл к дверям святой Петр, отвязал пса, сказав ему: «Поди скажи Симону волхву: перестань прельщать бесовскою силою людей, за которых Христос пролил Свою Кровь».

Пёс пошёл и передал, как человек, Симону слова Апостола.

«Услышав это, — говорит Маркелл, — я поспешил встретить святого Петра и принял его с честью в свой дом; Симона же и пса выгнал вон. Пёс же, не вредя никому другому, бросился на самого Симона и, схватив его зубами, повалил на землю. Увидев это из окна, святой Пётр именем Христовым запретил псу касаться тела Симона. Пёс, не трогая тела волхва, изорвал всю его одежду, так что он стал совершенно голым. При виде этого народ кричал на Симона, насмехаясь и браня его; а затем его выгнали вместе со псом из города. От такого срама и стыда Симон целый год не показывался в Риме, – пока преемник Клавдия Нерон, царь нечестивый, не услыхал от злых людей похвал злобному волхву; Нерон отыскал Симона, очень полюбил его и приблизил к себе как друга.

Окончательная победа святого Петра

https://ok.ru/pravoslavnayavera/topic/65698589068120

Пролог же и Великие Минеи, кроме того, сообщают ещё следующее о Симоне волхве.

Симон волхв приказал себя усечь мечом, обещаясь на третий день воскреснуть; вместо же себя он поставил под меч овна, придав ему способность казаться человеком; так овен и был усечен вместо волхва. Святой же Петр, отогнав бесовское наваждение, обличил ложь Симона: все увидели, что в голову усечен не Симон, а овен.

Об окончательной же победе святого Петра над волхвом, погубившей последнего, все согласно передают таким образом. Не будучи в состоянии ни в чем победить святого Апостола Петра и не вынося более стыда и посрамления, волхв обещался вознестись на небо. Собрав всех служивших ему бесов, Симон с лавровым венком на голове пришёл на средину города Рима к одному высокому зданию; поднявшись на последнее, он начал с высоты здания гневно говорить народу: «Так как вы, Римляне, до сих пор пребываете в своем безумии и, оставив меня, следуете за Петром, то и я покидаю вас; уже не буду я защищать города, но повелю моим ангелам взять меня на ваших глазах на свои руки и вознесусь к отцу моему на небо, откуда ниспошлю на вас великие казни за то, что вы не послушали слов моих и не веровали моим делам».

Так сказав, волхв всплеснул руками и бросился в воздух; поддерживаемый бесами он начал летать, поднимаясь вверх. Люди же в сильном изумлении говорили друг другу: «Это дело Божие – летать с плотью по воздуху!» Великий же Апостол Пётр начал громко, в услышание всех, молиться Богу: «Господи Иисусе Христе, Боже мой! обличи прелесть волхва сего, дабы не соблазнились верующие в Тебя!»

А потом он воззвал: «Вам, о, бесы! повелеваю именем Бога моего: не носите его более, но оставьте его там, где он сейчас находится в воздухе». И тотчас бесы, повинуясь запрещению Апостола, покинули Симона в воздухе; и полетел окаянный волхв на землю, как некогда диавол, сверженный с неба долу, и, упавши, разбился. Присутствовавший при этом народ долго восклицал: «Велик Бог, проповедуемый Петром и воистину нет иного Бога, кроме Него!»

Упавший же волхв, хотя и сильно разбился, но, по Божию устроению, был ещё жив, чтобы познать бессилие окаянных бесов и свое собственное, исполниться посрамления и уразуметь силу всемогущего Бога. С раздробленными членами лежал он на земле, испытывая невыразимые страдания, а наутро с мучением изверг свою нечистую душу, предав её в руки бесов, чтобы отнести в ад к сатане, отцу их.

Святой же Пётр после низвержения Симона стал на возвышенном месте и, дав знак рукою к молчанию, начал учить народ познанию истинного Бога; и многих своим продолжительным словом обратил к христианской вере.

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-a7dd7934-3ba6-4490-897e-f1081016360d

Нерон, император, правивший Древним Римом с 54 по 68 год от Рождества Христова. Рис.: https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-a7dd7934-3ba6-4490-897e-f1081016360d

«Куда идешь, Господи?»

Царь Нерон, узнав о позорной кончине своего друга, чрезвычайно разгневался на святого Петра и хотел его убить. По смерти Симона волхва святой Пётр пробыл в Риме недолго; обратив многих и крестив, утвердив церковь и поставив епископом Лина, он пошёл из Рима в Тарракину. В Британии святому Апостолу Петру было явление ангела, сказавшего ему: «Пётр! приблизилось время твоего отшествия из этой жизни. Тебе должно идти в Рим, где, претерпевши крестную смерть, ты получишь достойное воздаяние от Христа Господа».

Возблагодарив Бога, святой Петр после явления остался на несколько дней в Британии, утверждая церкви, поставляя епископов, пресвитеров и диаконов. В двенадцатый год правления Нерона он прибыл в Рим и поставил, как помощника в церковном управлении, епископом Климента, хотя последний и отказывался, не желая возлагать на себя такое иго. И многие в Риме благородные и знатные мужи и жены просвещались верою и святым крещением.

Domine, quo vadis?*, Аннибале Карраччи, ХVII в. *старо-слав.: Камо грядеши, рус.: Куда идёшь, Господи?

Были же у царя Нерона две жены, замечательной красоты, которых он любил более всех прочих своих наложниц. Приняв святую веру, они решили вести целомудренную жизнь и не хотели повиноваться похотным желаниям царя. Он же разгневался за это на всю церковь верных, а особенно на Апостола Петра, – виновника обращения ко Христу помянутых жен, начавших целомудренную жизнь (вспомнил царь и смерть любимого друга Симона волхва) и начал искать святого Петра для смертной казни. Когда святого Петра искали для убиения, верные просили его, ради пользы многих, скрыться, – удалиться из Рима. Апостол никак не соглашался на это, желая лучше за Христа страдать и умереть; верующие же с плачем умоляли Апостола сохранить жизнь свою, столь нужную святой Церкви, обуреваемой среди неверных волнами бед. Склонившись на слезные мольбы всего словесного стада, святой Петр дал обещание скрыться из города, и в следующую ночь, простившись со всеми после соборного моления, удалился один. И когда он был у городских ворот, то увидел идущего ему навстречу в город Господа Иисуса Христа; поклонившись ему, святой Пётр спросил: «Куда идешь, Господи?»

– Иду в Рим, чтобы снова распяться, – ответил ему Господь и стал невидим.

Изумленный Апостол понял, что Христос, страдающий в рабах Своих, как в Своих действительных членах, хочет и в его теле пострадать в Риме. Поэтому он опять возвратился к верным и был взят воинами на смерть. Святой Петр молил своих распинателей, чтобы распяли его вниз головой, почитая этим Господа своего, на кресте распявшегося волею, – он не хотел уподобляться Ему в образе распятия, желая под ноги Его преклонить свою голову. Так скончался великий Апостол Господень, прославив Бога крестною смертью.

Источники:

  • Жития святых свт. Димитрия Ростовского (в сокращении): https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/548;
  • Фото: «Воскрешение усопшего апостолом Петром»,  Художник Филиппо Липпи, ХV в.
Читайте также
Жития Святых

Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, епископ

Жития Святых

Он предсказывал будущее. Преподобный Иоанн Прозорливый, Египетский

Жития Святых

Мученики Агафопод диакон и Феодул чтец

Жития Святых

Преподобный Марк Афинянин