Присоединение Крыма к России в 2014 году произошло в день главного Крымского святого
Знаменитый хирург ХХ века и одновременно чудотворец — Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (руководил Крымской кафедрой РПЦ с 1946 г., скончался в 1961 г., причислен к лику святых в 1995 г.). его можно считать главным крымским святым. когда в 2014 году, в связи с известными событиями на Украине, было непонятно, что станет с Крымом, во всех храмах Крымского полуострова месяц молились святителю Луке. Каково же было удивление многих, когда после референдума выяснилось, что день присоединения Крыма к России (18 марта) совпал с днём празднования обретения мощей этого святого.
Профессор, духовный писатель, политзаключенный, прошедший тюрьмы, ссылки, пытки, знаменитый врач, талантливый проповедник, лауреат Сталинской премии…
Дни памяти – 11 июня, 18 марта (по нов. ст.)
Перед Великой отечественной войной в селе Большая Мурта под Красноярском появился странный ссыльный. Он устроился работать в местную больницу, и сразу стало понятно, что это очень хороший доктор. Но перед операцией – это медсестры видели своими глазами! – он широко крестился и йодом рисовал на месте разреза крест. Церкви в селе давно уже не было, и этот странный доктор уходил в соседний лесок, ставил там на пень икону и молился. По документам звали его Валентин Феликсович Ясенецкий, но рецепты он подписывал двойной подписью – с добавлением «епископ Лука». А через несколько месяцев после начала войны в село прилетел самолёт, приземлился на поле за огородами и забрал доктора-епископа.
Доктор, которого прикомандировали к главному красноярскому госпиталю, вытащив из ссылки, и был святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.
Всю жизнь отдавший служению людям
Священник и врач, богослов, проповедник и автор «Очерков гнойной хирургии», которые до сих пор служат учебником для хирургов. Вскоре после Великой Отечественной войны он почти одновременно становится лауреатом Сталинской премии и обладателем самой высшей церковной награды – бриллиантового креста. Уникальный человек, всю жизнь отдавший служению людям, и, наконец, святой, который помогает верующим и после своей земной жизни – по вере и молитве. Как все это соединялось в одном человеке, как это было возможно?
Родился Святитель Лука 27 апреля 1877 года в Керчи. Он с детства обладал талантом к рисованию, увлекался философией и другими гуманитарными науками, но, в конце концов, решил окончить медицинский факультет. С юношеским максимализмом он считал, что сейчас важнее помогать людям и сразу же после окончания института уехал в деревню работать земским врачом.
Странная мысль…
Молодой доктор работает над диссертацией, делает серьёзные научные открытия и ничто не предвещает, что он когда-либо станет священником. Но вот перед самой революцией Валентин Войно-Ясенецкий начинает писать книгу о гнойной хирургии. И однажды совершенно неожиданно у него возникает странная мысль, что когда он закончит этот труд, на титульном листе рядом с его фамилией появится слово «епископ».
Вскоре из-за болезни супруги ему приходится уехать в сухой и жаркий климат, в Ташкент. Начинается гражданская война, гонения на Церковь, а он, наоборот, в церковь приходит. Посещает богослужения, выступает на собраниях верующих. Но ни о каком священстве, а тем более о сане епископа все также не помышляет.
В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.
Всё происходит неожиданно для него самого. Однажды на епархиальном собрании он очень хорошо выступил. Он говорил о положении дел в епархии, о том, как жить верующему человеку в условиях безбожной советской власти. И после собрания правящий архиерей епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, восторгаясь его выступлением, вдруг сказал: «Доктор, Вам нужно быть священником!». И ни минуты не размышляя, Валентин Войно-Ясенецкий, неожиданно для самого себя, вдруг сказал: «Хорошо, Владыко! Буду, если так Богу угодно!». И уже в следующее воскресенье в чужом подряснике он вышел к стоящему на кафедре собора архиерею и был посвящен сначала в иподиакона, а потом, во время литургии и в сан диакона. Еще через неделю его рукоположили в иерея, он стал священником.
Диалог с чекистами
А наутро в понедельник уважаемый хирург появился в больничном коридоре в необычном виде… в одежде священнослужителя. Не обращая внимания на удивлённые взгляды, Войно-Ясенецкий прошёл в свой кабинет, снял церковное облачение, надел халат и стал готовиться к операции. Ассистенту, который обратился к нему по имени и отчеству, сказал – что Валентина Феликсовича больше нет. Теперь есть отец Валентин.
Коллеги недоумевали, студенты пытались устроить обструкцию профессору, коммунисты впрямую издевались. Войно-Ясенецкий не обращал внимания, но уж если вступал в дискуссии, то за словом в карман не лез.
В двадцать первом году чекисты решили устроить показательный суд над коллегами Войно-Ясенецкого. Ясенецкий выступил в их защиту. С научными аргументами, убедительно и весомо. Тогда начальник Ташкентского ЧК Яков Петерс задает, как ему думается, убийственный вопрос, который должен опустить противника в глазах зрителей: «Как это вы верите в Бога? Разве вы его видели, своего Бога?» «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, — продолжал обвинитель, — как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» Отец Валентин тогда ответил, не задумываясь: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?». Коллег Войно-Ясенецкого на тот момент оправдали, но чекисты впоследствии припомнили ему этот диалог.
Опасно было просто верить
А времена надвигались страшные. Разрушения храмов, аресты и расстрелы священников. Опасно было не то, что бы служить, – опасно было просто верить.
Но именно тогда священник Войно-Ясенецкий делает следующий шаг – он принимает сан епископа. И получает новое имя – в честь евангелиста Луки.
Это почти автоматически означало арест. От него требовали одного: отречься от веры, снять с себя сан и пожалуйста – работай, оперируй, живи, как советская элита. Он выбрал другое – тюрьмы, допросы, пытки и ссылки – в Енисейск, Архангельск, далекий Туруханск.
Работа в маленьких сельских больницах и служба в сохранившихся ещё храмах. Суровые условия жизни, морозы, бедность, человеческие страдания.
Как ни странно, освобождение принесла война! Нужно было спасать огромное число раненых, и его уникальный опыт в гнойной хирургии стал жизненно необходим. И более того, он понадобился и как священник, как епископ! В тяжелое военное время Сталин вспомнил о церкви, о том, что она утешает и укрепляет, помогает пережить потери и даёт силы. В стране открываются храмы, нужны священники и церковные иерархи, но почти все они уничтожены репрессиями. Войно-Ясенецкого назначают епископом Красноярским.
С утра он оперирует, осматривает раненых, консультирует. А потом – отправляется на службу, принимает по церковным делам.
После Красноярска его направили архиепископом в Тамбов, а после окончания войны – в Ялту. Везде он лечил и проповедовал, устраивал жизнь епархии и помогал людям. За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия.
До самого конца своей нелегкой жизни он продолжает бороться
Казалось, жизнь наладилась. Однако испытания его не закончились. Он постепенно слепнет, не может уже заниматься врачебной деятельностью.
В стране начинаются новые гонения на церковь, закрытие храмов и пропаганда атеизма. До самого конца своей нелёгкой жизни он продолжает бороться – как с собственными недугами, так и с непростыми обстоятельствами жизни внешней. Борется за каждый храм в епархии, за каждую душу. Люди записывают его проповеди, передают друг другу простые тетрадки с записями.
Святитель Лука покинул этот мир 11 июня 1961 г. – в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших. Надпись на могильном камне он придумал заранее. Она включала все, что ему было дорого. То, что он всю жизнь пытался соединить и все-таки соединил. «АРХИЕПИСКОП ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ, доктор медицинских наук, профессор хирургии. Лауреат».
Почти 35 лет мощи святого покоились в земле. После того, как было принято решение о канонизации святителя, в марте 1996 года его мощи были обретены нетленными. Протодиакон Василий Марущак так описывает события этой ночи: «Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Но когда Владыка Лазарь спустился в могилу и своими руками поднял мощи Святителя, ветер мгновенно стих и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажжёнными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех Святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, Святитель!..». После трёх дней нетленные мощи Святителя перенесли в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя. И здесь случилось настоящее чудо: когда мощи святого заносили в собор, он сквозь мантию явил всем свое лицо!
В 2000 году архиепископ Лука Войно-Ясенецкий был причислен к лику святых как святитель и исповедник. И до сих пор он продолжает помогать тем, кто приходит к нему с молитвой о помощи и исцелении.
Как святой Лука сохранил ноги раненому лейтенанту
Дмитрий Александрович Москалев, 97-летний ветеран войны и труда живет в Петрозаводске. Вот его рассказ: в одной ночной атаке почти рядом со мной разорвалась мина. Присыпало мерзлой землей, оглушило… Я потерял сознание и очнулся, когда уже начало светать. Ног не чувствую. С помощью местных дедушки и бабушки добрались до их хаты. Еле сняли сапоги. Мои ноги были обморожены. Вечером пришли санитары и отнесли меня в полевой санитарный пункт, а на другой день на машине отправили в сторону Киева.
В киевском госпитале хотели ампутировать ноги по колено. Я не дал согласия на эту операцию. Погрузили в санитарный поезд. Так я прибыл в г. Тамбов.
Месяца два я пролежал в палате. Ноги не заживали. Главный врач госпиталя в беседе со мной рассказала, что в городе есть бывшие врачи, которые много помогают раненым. В частности, в соборе служит опытнейший бывший врач-хирург. «Если я приглашу его для консультации, вы не будете возражать?» Я, конечно, дал согласие.
Буквально на другой день меня повезли в операционную. Пришёл уже очень пожилой, небольшого роста, с бородой и в очках, человек в белом халате, а под халатом я заметил черную церковную одежду. Он начал осматривать, ощупывать, покалывать чем-то острым мои ноги, расспрашивая подробно меня и врачей. После этого сказал, что может быть гангрена и что нужно делать очистку от омертвевших тканей. Перед операцией объяснил мне, что будет срезать омертвевшие ткани без анестезии. «Будет очень больно, придется потерпеть. Можете кричать, но не ругаться: я священник и этого не терплю». Перекрестил меня и приступил к операции. Было очень больно, но я сначала терпел, стиснув зубы. Потом начал кричать и потерял сознание. Больше ничего не помню. Очнулся в палате на своей кровати. После операции ноги стали быстро заживать, появилась новая кожа. Уже позднее я узнал, что мой спаситель – святой Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.
Однажды к владыке пришла женщина со своим двенадцатилетним сыном. На шее у него была огромная опухоль, которая свисала на грудь. Врачи настаивали на операции, но святитель, осмотрев его, улыбнулся и сказал: «Никаких операций. Через три дня зайдёте ко мне». Через три дня благодарная мать привела под благословение к архиерею полностью выздоровевшего сына.
Чудесные исцеления
Множество чудесных случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксировано документально. Его слава вышла за пределы нашей страны. По его молитвам произошли, например, чудесные исцеления в Греции, где он очень почитаем. Мальчик, сын мэра небольшого греческого городка, исцелился от серьёзной болезни, просто положив на грудь под рубашку фотографию святителя Луки. Потом точно так же исцелялись и другие люди. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для мощей святителя.
Отрубленные пальцы снова… выросли
Назар жил с родителями в Североморске, но потом его семья переехала в Москву. Когда он учился в пятом классе музыкальной школы, понял, что хочет стать пианистом. Почти всё свое время он уделял музыке. Но однажды в Феодосии, где мальчик гостил у бабушки, он прихлопнул тяжелой дверью пальцы. Сначала он увидел на стене красные капли, а уж потом размозженные фаланги двух пальцев. В ту же минуту начала болеть рука. Потом была ампутация – пришить пальцы было невозможно: железный дверной замок полностью размозжил их, так что обрубки просто зашили. Мама постоянно спрашивала врачей, как сын будет играть на фортепиано: «Может, протезы какие нужны?»
Назар родился в Черкассах, где родители святого Луки жили с семьей его старшего сына. В Феодосии Назара крестил в храме тот самый батюшка, которого рукополагал в священники сам владыка Лука. Поэтому неслучайно, что именно в этом храме мама Назара узнала об удивительном святом, которого можно попросить, чтобы «боли поменьше было, а заживление шло быстрее». Мама приложила к руке сына иконочку святителя Луки и мазала пальцы освященным на его мощах маслом.
Семья была верующей. И в Симферополе Назар и его мама приложились к мощам святого. Это было всего один раз: «120 километров – не наездишься особо». Своей детской молитвой мальчик молился так: «Святой Лука, я не знаю, что ты там будешь делать, но я хочу играть на фортепиано!»
Каково же было его удивление, когда в течение трех недель у Назара полностью и без всякого изъяна заново выросли пальцы! Врач был в недоумении, так как был неверующим. Он так и не поверил, что это чудо святителя Луки. Он сам неоднократно говорил, что прекрасно понимает, что такого быть не может, но кость выросла, и он пытался объяснить все с точки зрения науки… Тогда о журналистах и речи не было, но в храмах рассказывали об этом чуде, и люди узнавали.
Исцеление греческой семьи
Греческая семья получила исцеление молитвами святителя Луки Крымского. В одну из городских больниц Афин с признаками сильнейшего отравления была доставлена мусульманская семья: муж, жена и маленький ребёнок. Их привезли слишком поздно — яд уже проник глубоко, так что смертельный исход был неизбежен. Так получилось, что греческий врач, человек горячей веры и почитатель святителя Луки, имел при себе частицу мощей архиепископа-хирурга. «Отче святый, ты помогал не только христианам, но всем страждущим. Заступись и за этих людей, погибающих без твоей помощи!» — доктор молился до тех пор, пока больные не почувствовали себя значительно лучше…
Источники: 1) https://pravoslavie.ru/113042.html , 2) https://pravoslavie.ru/103015.html ,3) https://azbyka.ru/fiction/chudesa-po-molitve-k-svyatitelyu-luke-krymskomu/ , 4) https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2257