Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Жития Святых

Преподобный Серафим Саровский, явившись ему в видении, предложил ему просить за свой труд всё, что он захочет. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

Режим чтения
⏱️ ≈ 6 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 6 мин.

Родовитый русский аристократ, блестящий гвардейский офицер, художник и иконописец, музыкант и духовный композитор, врач, создавший уникальную систему лечения, замечательный проповедник и богослов…

День памяти — 11 декабря (по нов. ст.)

Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 г. в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Он принадлежал к одному из знаменитых дворянских родов старой России. Среди наиболее известных представителей рода Чичаговых — адмирал Василий Яковлевич Чичагов (1726 — 1809), известный мореплаватель и исследователь Северного Ледовитого океана и адмирал Павел Васильевич Чичагов (1767 — 1849) — Министр морских сил России, деятельный участник Отечественной войны 1812 года, удостоенный ордена Святого Георгия I степени — высшей награды в Русской армии.

Карьера военного

С детства Леонида отличала грубокая религиозность и мягкий характер. Следуя семейной традиции, он выбрал карьеру военного. После нескольких лет обучения в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии, он поступил в Пажеский Его Императорского Величества корпус, где получил блестящее по тем временам образование и был причислен к пажам Высочайшего Двора. Однако, он предпочёл службе при Дворе воинскую службу и был определен в артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Вскоре началась Русско-турецкая война, в которой юный офицер принял активное участие. В ходе боевых действий он проявил незаурядную храбрость, мужество и самоотвержение, за что был удостоен многих боевых наград (в том числе, получил Георгиевский крест), был произведен в чин гвардии поручика. Наблюдения и размышления Леонида Михайловича Чичагова запечатлены в ряде написанных им трудов. В этот период будущий святитель глубоко задумывался и размышлял о нравственной стороне страданий, о жизни и смерти. И сделал такой вывод: «Сила — не в силе, а сила — в любви». Сам он писал впоследствии, что жизнь ему спасли не ненависть к врагам или желание наград, а любовь и сострадание к подчинённым ему воинам. Ещё находясь на фронте, Леонид начал изучение медицины.

«Медицинские беседы»

В 1878 году состоялась знаменательная для молодого офицера встреча с великим пастырем Русской Православной Церкви — святым праведным Иоанном Кронштадтским, который стал духовным руководителем Леонида Чичагова и определил многое в его дальнейшей жизни.

http://chichagovs.narod.ru/booklets/112s.jpg8 апреля 1879 года Леонид Михайлович Чичагов вступил в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой — внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 года генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова. В этой благочестивой семье появились на свет четыре дочери.

Глубоко сопереживая физическим страданиям раненых воинов, Леонид Михайлович стремился деятельно помогать страждущим. Он увлёкся гомеопатией и даже выпустил книгу «Медицинские беседы».

Энциклопедически образованный богослов

В это же время в жизнь Л. М. Чичагова вошли и систематические богословские занятия, в результате которых не получивший даже семинарского образования офицер превратится в энциклопедически образованного богослова, авторитет которого со временем будет признан всей Русской Православной Церковью.

В 1890 году он по благословению святого Иоанна Кронштадского принимает решение стать священником и выходит в отставку в чине гвардии штабс-капитана. А менее чем через год, уже находясь в отставке, за годы прошлой безупречной службы и с учётом высоких наград был произведен в полковники. 26 февраля 1893 года Леонид Чичагов был рукоположен в сан диакона, а через два дня во иерея.

В 1895 году неожиданно от дифтерита скончалась матушка отца Леонида — его горячо любимая супруга Наталия. Отец Леонид похоронил ее в Дивеево на монастырском кладбище. Рядом с местом упокоения матушки отец Леонид приготовил место для собственного погребения.

Монашеский постриг

В 1896 г. священник Леонид Чичагов был определен к церкви в г. Москве для частных учреждений и заведений Артиллерии Московского Военного Округа — храму святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Этот храм принадлежал Румянцевскому музею и 30 лет стоял закрытым. Отец Леонид не только восстановил храм (частью на собственные средства), но и благоукрасил, и расписал его сам.

Оставив своих повзрослевших четырёх дочерей на попечение нескольких доверенных лиц, призванных следить за получением ими дальнейшего образования и воспитания, отец Леонид в 1898 году принял монашеский постриг с именем Серафим, приписан он был к братии Троице-Сергиевой Лавры.

Будучи человеком разносторонних дарований, святитель Серафим хорошо рисовал. Известны иконы его работы. Среди них — знаменитый образ «Спаситель в белом хитоне», а также икона преподобного Серафима, молящегося на камне. Эти два образа в настоящее время находятся в московском храме пророка Илии, что в Обыденском переулке. Также, отец Леонид писал духовную музыку, сам хорошо пел, играл на рояле. В его архиве были найдены написанные им произведения для органа, фисгармонии и фортепиано. Созданную святителем Серафимом музыку называют проповедью на музыкальном языке.

«Вот хорошо, что ты пришел…»

Одним из самых главных и важных дел в жизни святителя Серафима была организация прославления великого русского святого — преподобного Серафима Саровского. Посетив однажды Дивеевскую обитель, отец Серафим навестил блаженную Пашу Саровскую. Едва он вошёл к ней, как Паша, лежавшая в постели, воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришёл, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Тогда архимандрит Серафим принялся за составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая вышла в 1896 году и была переиздана в 1902 году.

Явление преподобного Серафима

По завершении Летописи архимандрит Серафим сподобился благодатного явления Преподобного. Вот как он сам описывает это: «По окончании «Летописи» я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошёл преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение — так всё было просто и реально. Но каково же было моё удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня всё, что хочешь за неё». С этими словами он подошёл ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».

«Немедленно прославить»

Сознавая, что многие архиереи Синода являлись категорическими противниками прославления Преподобного, архимандрит Серафим решился обратиться с просьбой о канонизации непосредственно к Государю Императору Николаю II, являвшемуся в соответствии с Основными Законами Российской Империи «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры». Прочитав Летопись, преподнесённую ему отцом Серафимом, Государь вынес резолюцию: «Немедленно прославить».

Святителю Серафиму пришлось взять на себя большую часть организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с канонизацией Преподобного, также он составил Житие преподобного Серафима.

Мероприятия в связи с канонизацией, ставшие настоящим духовным торжеством, прошли 17-19 июля 1903 года.

В предреволюционные годы епископ, а затем уже архиепископ, Серафим (Чичагов) занимал поочередно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую и, наконец, Тверскую кафедры.

Приверженец монархии

Архимандрит Серафим (Чичагов) и его трудВ годы Первой мировой войны Владыка горячо молился о победе Русской армии, стремился всеми силами поддерживать дух народа, произносил пламенные проповеди, участвовал в различных мероприятиях по оказанию помощи раненым воинам и беженцам. Во время Февральской революции архиепископ Серафим не скрывал своего отрицательного отношения к происходящему, вопреки решению Синода не поддержал Временное правительство и оставался приверженцем монархии. В годы лихолетия и смуты святитель Серафим твёрдо стоял на страже чистоты православия и верности матери-церкви. Это вызвало ненависть к нему со стороны большевиков.

Аресты, ссылки…

В мае 1921 года на Владыку были возведены совершенно фантастические обвинения, по которым было сфабриковано дело. В результате 24 июня 1921 года святителю Серафиму был вынесен официальный приговор, принятый на проходившем без присутствия Владыки заседании судебной тройки ВЧК и постановивший «заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года». Впрочем, находившийся под секретным наблюдением ВЧК архиепископ Серафим продолжал оставаться на свободе, ожидая разрешения на отъезд в Варшавскую епархию, и был неожиданно для себя арестован лишь 21 сентября 1921 года и помещён в Таганскую тюрьму. На просьбу дочерей Владыки Наталии и Екатерины к председателю ВЦИК Калинину об освобождении отца в связи со старческим возрастом и болезненным состоянием здоровья последовала резолюция оставить святителя в московской тюрьме «приблизительно на полгодика». 16 января 1922 года уже тяжело заболевший святитель покинул Таганскую тюрьму.

Когда Владыка несколько оправился от болезни, Святейший Патриарх Тихон привлёк его в качестве члена Священного Синода к решению вопросов высшего церковного управления. Большой церковно-административный опыт архиепископа Серафима, его твердая, несмотря на преклонные годы и пережитые испытания, архипастырская воля делали его присутствие в Синоде весьма нежелательным для большевистских властей.

Поэтому судебная коллегия ГПУ 25 апреля 1922 года приговорила Владыку Серафима к ссылке в Архангельскую область.

Отбыв срок ссылки, святитель Серафим вернулся в Москву. В 1924 году Владыка вновь был арестован ГПУ, вменявшему ему на этот раз в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского Архиепископ Серафим был помещен Бутырскую тюрьму. Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего святителя, в котором ручался за его лояльное отношение к существующей государственной власти. Это ходатайство способствовало освобождению Владыки. Впрочем, вскоре он был выслан из Москвы.

Погребение новомученика Иллариона

В 1927 году святитель Серафим сделал свой выбор и встал на сторону той части церковной иерархии, которая признала митрополита Сергия как единственно законного преемника Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра. Владыка Серафим пришел к убеждению, что Церковь должна открыто осуществлять своё служение в России.

Картинки по запросу серафим чичагов И НАТАЛЬЯ ДОХТУРОВАВ 1929 году в Ленинградской тюремной больнице скончался от тифа один из наиболее выдающихся церковных иерархов XX века священномученик архиепископ Верейский Илларион (Троицкий), тело которого в грубо сколоченном гробу было выдано родственникам. Владыка Серафим облачил тело новомученика Илариона в собственные белые архиерейские ризы и водрузил на его главу свою митру. В сослужении шести архипастырей митрополит торжественно отпел священномученика Иллариона и совершил его погребение на кладбище Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.

Крестный путь

В 1933 году 77-летний святитель Серафим был уволен на покой. Одна из дочерей Владыки — Наталия (в монашестве Серафима) — в 1933 году была арестована по обвинению в оказании помощи репрессированным священникам и выслана на три года в Северный край. Наталия была наиболее близка по духу своему отцу и по возможности старалась всегда быть рядом с ним. В ноябре 1937 года уже окончательно прикованный к постели 82-летний священномученик Серафим (Чичагов) был арестован сотрудниками НКВД. Святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине «скорой помощи» из-за невозможности перевезти его в арестантской машине. Несколько недель физически тяжело больной старец с величием христианского первомученика противостоял новым гонителям церкви, и так и не признал ни одного из навязывавшихся ему обвинений. 7 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. Свой крестный путь священномученик Серафим завершил 11 декабря 1937 года на Бутовском расстрельном полигоне НКВД под Москвой.

Источник: http://www.hram-ks.ru/svshmch_Serafim_Petr.shtml

Храни Вас Бог!

Related posts
Жития Святых

Бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Жития Святых

Преподобный Гавриил Самтаврийский

Жития Святых

Святитель Афанасий (Сахаров)

Жития Святых

Преподобный Амвросий Оптинский