День памяти: 17 сентября (по нов. ст.)
Святитель Митрофан родился в 1623 году во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Известно, что до сорока лет он жил в миру: был женат, воспитывал сына, служил приходским священником в селе близ Владимира. Лишившись супруги, священник принял постриг с именем Митрофан. Вскоре он был избран игуменом Яхромской обители. А через десять лет стал архимандритом знаменитого Макариево-Унженского монастыря. В то время наиболее остро вставал вопрос борьбы со старообрядческим расколом. Для этого были созданы новые епархии, в том числе Воронежская. Руководить ей стал Митрофан.
Созидатель и строитель
В конце августа 1682 года будущий святитель прибыл в Воронеж. Трудный путь предстояло пройти ему на своем поприще. Новооткрытая Воронежская епархия в те годы была окраиной Русского царства. Города и села, возникавшие в ней, назывались украинскими (т.е. крайними, пограничными) и польными (т.е. сопредельными к обширным незаселенным степям и пустым полям). За пределами же Воронежа была уже татарская земля, откуда шли набеги на Воронежский край. Опасность со стороны этих врагов была настолько велика, что без оружия нельзя было выйти за городской вал.
Тяжело было ревнителю церковного благолепия увидеть свой кафедральный собор обветшавшим, с крышей почти сгнившей от ветхости и полуразрушенными церковными помостами. В жалком, убогом состоянии находился и сам город. Первым большим делом епископа Митрофана на воронежской земле стало строительство вместо ветхого собора нового, каменного пятиглавого храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А в целом за двадцать лет пребывания епископа Митрофана на Воронежской кафедре число храмов в Воронежской епархии увеличилось со 182-х до 239-ти. К этому надо добавить основанные при нем два новых монастыря, и один скит преобразованный в монастырь.
Будучи строгим, но справедливым архипастырем, епископ Митрофан активно боролся с влиянием старообрядчества, много проповедовал, открывал в сёлах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из Малороссии.
Мудрый наставник молодого царя
Особую страницу в биографии святителя составляют его взаимоотношения с Петром I. Несмотря на большую разницу в возрасте — епископу Митрофану было семьдесят лет, а царю Петру — двадцать четыре года — они легко нашли общий язык. Оба — неутомимые труженики-строители, непритязательные в еде и равнодушные к роскоши, враги праздности. Во многих вопросах епископ Митрофан Воронежский стал советником и мудрым наставником молодого царя, стараясь содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям.
В первые годы правления Петра I Воронеж занимал важное место в его государственной деятельности. Царь приезжал сюда одиннадцать раз, проведя в самом городе и его окрестностях в общей сложности примерно 400 дней. И прежде всего это связано со строительством на воронежских верфях регулярного военного флота, который был необходим Петру I для того, чтобы иметь «путь незаградимый» в Азовское и Черное моря. Царь лично руководил строительством кораблей, работая на верфи и живя рядом с ней.
Епископ «Воронежский и Азовский»
Без архипастыря не могли проходить церемонии спуска кораблей на воду. Причем для епископа Митрофана это торжество было зрелищем, но службой. Ключевым моментом всей церемонии было наречение кораблей именем. Вероятнее всего, епископом Митрофаном была наречена именем и освящена галера «Principium», на которой капитаном плыл Петр Алексеев – русский царь, отправившийся во главе флота из Воронежа по рекам Воронежу и Дону под Азов.
В 1696 году одержав победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану впредь именоваться епископом «Воронежским и Азовским» — как бы в награду за участие архипастыря в этой победе и в связи с включением под его омофор вновь завоёванных земель вокруг Азова.
Покровитель корабелов
Епископа Митрофана можно по праву назвать покровителем корабелов. Это он передал 7000 рублей епархиальных денег на строительство военного флота, хотя многие считали эту забавой молодого царя. А в какой-то момент воронежский архипастырь стал «представителем» царя на верфях, улаживая межнациональные и межконфессиональные, грозящие бунтом, конфликты между рабочими и иностранными мастерами-корабелами. Воронежский епископ взял на себя и подвиг погребения всех безродных, умерших на верфях при строительстве первых кораблей русского военного флота, поминая их всех в ежедневной своей молитве.
И, можно с уверенностью утверждать, что именно епископом Митрофаном был освящен в Успенской Адмиралтейской церкви Андреевский флаг, учрежденный Петром I в Воронеже 11 декабря 1699 года в качестве официального флага Российского военно-морского флота и впервые поднятый на первом русском линейном корабле «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), который в 1700 году сошел в воду со стапелей воронежской верфи.
Эта икона поможет тебе победить злого врага
Именно епископ Митрофан благословил Петра I Казанской иконой Божией Матери на строительство города в устье Невы, нареченного Санкт-Петербургом, сказав при этом пророческое слово: «Возьми икону Казанскую Божией Матери — и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… До тех пор, пока икона будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
И по сей день за тысячу с лишним километров от Воронежа – в Санкт-Петербурге – бережно хранится та самая Казанская икона Божией Матери, которой святитель Митрофан Воронежский благословил Петр I на строительство города на Неве.
В страшные дни блокады 1941 – 1944 годов ленинградцы обносили Казанскую икону Божией Матери вокруг своего города с надеждой, что враг не войдет в него.
И с той же верой в спасительную силу иконы, переданной из рук первого воронежского епископа Митрофана в руки царя-преобразователя, образ Казанской Божией Матери помещен над северными вратами Морского собора в Кронштадте — главного храма Военно-морского флота России.
«Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение»
Молодой царь Петр I часто навещал иерарха и выражал ему свое восхищение. Но когда Митрофан понял, насколько опасно влияние на Петра западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к царю. Придя в ярость, тот под угрозой смерти приказал святому явиться во дворец. «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21), – велел передать ему святой. Затем, готовясь к смерти, он велел звонить в колокола к торжественной вечерне. Царь одумался и убрал статуи языческих богов, бывшие причиной этой ссоры.
Святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь».
Царь своими руками помогал нести его гроб
Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя и произнес: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память».
С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1832 году состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых нетленных мощей по милости Божией происходят многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных.
Изображение святителя
Подлинное происхождение изображение святителя также чудесно.
В 1830 году воронежский купец Гарденин нашел очень старинный портрет первопрестольника Воронежского. Желая иметь изображение святителя, Гарденин обратился с просьбой к любителю-художнику, чиновнику Швецову, чтобы он снял с портрета копию. Но портрет был так ветх, что трудно было уловить черты, стертые временем. Боясь исказить лик, Швецов отказался. Изменить это решение не смогли и убеждения Воронежского епископа Антония, также желавшего иметь изображение первосвятителя Воронежского, память которого он благоговейно чтил. Однажды владыка Антоний, после тщетных стараний убедить Швецова, с глубокою уверенностью сказал ему: «Не сомневайся: ты увидишь святителя наяву или во сне».
Швецов тот день провел в молитве к Богу, чтобы Он сподобил его увидеть святителя Митрофана. И вот на следующую же ночь он увидел во сне старца, но только в сумраке, неясно; затем свет рассеял сумрак и перед ним стояло совершенно отчетливое изображение святителя Митрофана, которое он будто бы и поспешил списать. Когда Швецов проснулся, то образ святителя так живо запечатлелся в его душе, что он без труда по памяти воспроизвел его на холсте. Затем он рассказал преосвященному Антонию о чудесном явлении святителя Митрофана и показал нарисованное им изображение.
Источники:
- 1) http://www.pravoslavie.ru/57890.html,
- 2) https://media.elitsy.ru/temy/svjatye/svjatitel-mitrofan-voronezhskij-1623-1703/,
- 3) http://days.pravoslavie.ru/Life/life3213.htm,
- 4) https://radiovera.ru/pravoslavnyj-kalendar-6-dekabrya-svyatitel-mitrofan-episkop-voronezhskij.html,
- 5) https://radiovera.ru/svjatitel-mitrofanij-voronezhskij.html