День семьи, любви и верности — так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю — это день святых Петра и Февроньи Муромских – покровителей семьи и брака. Именно им верующие молятся, чтобы попросить о счастливой семейной жизни
Своей жизнью они воплотили на земле образ небесного брака – полное единство супругов в любви, открывающее человеку вход в Царство Небесное…
День памяти: 8 июля (по нов.ст.)
Пётр и Феврония Муромские – супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие её духовные ценности и идеалы.
Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Пётр тяжело заболел — тело князя покрылось струпьями и язвами.
Дочь древолаза
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашёл в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: “Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!”
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, – большую награду. “Я хочу его вылечить, – без обиняков ответила Феврония, – но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его”. Пётр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула помазания и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Пётр не сдержал обещания, и вскоре от одного струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чём не преступая Божии заповеди.
Изгнание
После смерти брата Пётр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всём своему князю. Блаженный Пётр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочёл добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
Мудрая княгиня
Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: “Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, – попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?” – “Одинакова”, – отвечал тот. “Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?” Обличённый смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. “Что теперь с нами будет?” – с грустью размышлял Пётр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: “Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!” В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: “Да будут они утром большими деревьями”. Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу.
Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.
Монашество
Когда Пётр и Феврония достигли преклонных лет, они приняли монашество. Существовал тогда на Руси благочестивый обычай заканчивать свою земную жизнь в монастыре, чтобы приуготовить свою душу для жизни вечной. Пётр, наречённый Давидом, жил в мужской обители, Феврония, нареченная Ефросинией, – в женской. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили Бога умереть им в одночасье и быть положенными в одном гробу, который давно приготовили для себя. Завещанием этим, в сущности, разрешается неразрешимое будто бы противоречие между браком и монашеством. Супруги, даже и облаченные «во монашеския ризы», желают умереть одновременно не только потому, что они продолжают любить друг друга, но еще и потому, что браком, согласно воззрениям Церкви, муж и жена соединяются «в одно существо – в одного человека с одной душой, но в двух лицах».
В один и тот же час…
Господь, как и всегда, услышал их молитвы. Когда Петр почувствовал приближение смерти, то предупредил через гонца Февронию быть наготове. А она в это время золотым шитьем вышивала в соборный храм воздух (покрывало Святых Даров) и попросила передать, чтобы тот подождал ее. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает её супруг. Заторопилась Ефросинья, уж очень ей хотелось закончить священную работу. Но, когда в третий раз переступил порог кельи гонец, инокиня воткнула иглу в ткань, прикрутила нитку и ответила: «Скажи ему: «И я иду с тобой в сей час». Вот так, благочестивые супруги преставились в один и тот же час, в один и тот же миг, каждый в своей келье. Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. Это случилось 25 июня (8 июля по н.ст.) 1228 года.
Их тела чудом оказались в одной гробнице
Нарушив завещание, их похоронили в разных гробах – потому что посчитали непристойным хоронить монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице. Снова и снова пытались разлучить уже мёртвых супругов – но наутро их тела обретались вместе. Тогда только стало всем понятно, что на это есть особое Божие благоволение, и Сам Господь принял их любовь под Свое покровительство. После этого уже никто не дерзнул разлучать их. С тех пор покоятся мощи этой «святой двоицы» в едином гробу (в г. Муроме в Троицком женском монастыре – ред.), источая благоухание и помогая всем, с верою к ним приходящим.
P.S. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!
Источники:
- 1) http://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i-fevronii-muromskix/,
- 2) http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1131909 ,
- 3) http://petripavel.tomsk.ru/openArticle.php?number=96;
- 4) http://www.inmoment.ru/holidays /saints-peter-and-fevronia.html