Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Золотой запасИзвестные людиНепридуманные историиЭто интересно

Чудо на Неве. Пассажирский авиалайнер совершил аварийную посадку на реку в центре северной столицы

Пассажирский авиалайнер совершил аварийную посадку на реку в центре северной столицы
Режим чтения
⏱️ ≈ 10 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 10 мин.

Ровно полвека назад – 21 августа 1963 года – в городе на Неве произошло подлинное чудо, которое скорее могут оценить лётчики, нежели люди, никогда не сидевшие за штурвалом летательного аппарата. И любой летчик скажет, что произошло нечто по своей сути невозможное, что шанс спастись и спасти людей втакой ситуации был, как говорится, один из тысячи.

Кому молились тогда люди на борту самолета?  Молились ли вообще? Или кто-то молился, а кто-то лишь предавался своему страху? И был ли на борту того самолета праведник, ради которого смилостивился Господь? (В Библии Бог обещает, что если найдёт в городе (в Содоме) хотя бы десять праведников, пощадит весь город ради них. (Бытие, гл.18) — ред.).

Пассажирские лайнеры «Ту-124» тогда ещё только-только стали выпускаться, и этот был одним из новеньких, можно сказать – с иголочки. На таких и опаснее летать, поскольку они ещё не до конца изучены пилотами: всякого можно ждать подвоха. Командир корабля тоже, можно сказать, оказался «новеньким»: Виктору Яковлевичу Мостовому исполнилось 27 лет.

Итак, в 8:55 утра 21 августа 1963 года самолет компании «Аэрофлот» вылетел из таллиннского аэропорта Юлемисте и взял курс на Москву. Но уже через несколько минут после взлёта поступило тревожное сообщение: переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. В авиации это одна из главных бед.

Хорошо помню, как такое случилось, когда я летел в Барнаул, как ходили нервные стюардессы, как много раз, кружась в небе над Москвой, летчики пытались выбросить шасси и убрать его снова, и какой был глубочайший вздох облегчения, когда с очередной попытки оно всё-таки встало на место.

А если этого не происходит, пилотам приходится вырабатывать всё горючее, чтобы оно не взорвалось при аварии, и пытаться осторожно посадить самолет «на брюхо». А это трудно, и очень часто оборачивается катастрофой.

Мостовой получил с земли указание лететь обратно в Таллинн, но подлетев к аэропорту Юлемисте, пилоты обнаружили, что он укутан туманом. Новый приказ гласил: лететь на ленинградский аэропорт Пулково и там садиться на грунтовку. Покружив над Юлемисте, неисправный «Ту» (потом на взлетной полосе обнаружат шаровой болт крепивший стойку шасси самолета) и полетел к городу на Неве.

Пассажирам было объявлено, что по техническим причинам придётся сначала приземлиться в Пулково, а затем пересесть на другой борт и продолжить прерванный полет. Воплощенным ангелом стала в эти мгновения стюардесса Шурочка Александрова. Она вела себя так, будто это даже забавно – сначала побывать на Шоссейной, как тогда назывался аэропорт в Пулково, а потом лететь в Москву, что ничего страшного не происходит, да и самолет суперсовременный, чего бояться!

Члены экипажа не оставляли попыток устранить поломку. Пробив фюзеляж, они с помощью шеста пробовали привести шасси в чувства, но всё тщетно.

Тем временем на Шоссейной готовились со всей ответственностью и пониманием, что ситуация близка к критической. Пожарные, врачи, медперсонал, множество машин «Скорой помощи».

В 11 часов лайнер завис над северной столицей. Теперь предстояло на полукилометровой высоте выработать всё горючее без остатка. Сделали восемь кругов. Можно было садиться. Но тут бортмеханик признался командиру, что залил в баки лишнюю тонну горючего и садиться нельзя. Пошли на девятый круг

Фото Юрия Туйска.

Вдруг, совершенно внезапно, у Ту-124 заглох левый двигатель. А потом и правый. За секунду стрелка на приборах, указывающих количество горючего, с 200 литров опустилась до нуля. Дотянуть до Пулково теперь точно не получится. А внизу — Ленинград, жилые кварталы,.. отчётливо видны Смольный, Исаакиевский собор, Нева…

Ситуация из критической стала и вовсе катастрофической. Оставалось либо упасть на город там, где не самые густонаселенные кварталы, либо совершить посадку на широкую гладь Невы.

Сесть на поверхность океана и избежать гибели почти невозможно. Выдающийся современный летчик-испытатель гражданских самолетов Юрий Михайлович Сытник авторитетно объяснял мне, что в таких случаях пилот должен чувствовать летучую машину как своё собственное тело. Сначала нужно подлететь к воде со слегка задранным носом самолета и дождаться, когда самолет коснется воды хвостом. После этого надо плавно опускать нос, следя за тем, чтобы моторы не касались водной поверхности. Одно неловкое движение – и самолет нырнет резко носом, зароется в воду и разорвется на куски. А теперь представим, что надо садиться не на морскую или океанскую обширную гладь, а на реку. Да еще и в черте города, где эту реку сплошь пересекают мосты!

До 21 августа 1963 года мировая авиация знала лишь один случай удачного приводнения пассажирского самолета. 16 октября 1956 года американский «Боинг-377» благополучно сел на поверхность Тихого океана, пилоты сумели сохранить жизни и себе, и всем 24 пассажирам.

Больше такого не случалось. Всем остальным пассажирским самолетам, совершавшим посадки на воду, была уготована самая печальная участь. И все знали об этом.

Как избежать многочисленных жертв? Оставалось надеяться только на мастерство пилота, удачу и – на Господа Бога!

И снова секунды решали все. На выключенных двигателях самолёт пронесся над Смольным собором и вышел на Неву. Город летчики уже спасли. Осталось спасти пассажиров. Ещё секунда — и командир воздушного судна Виктор Мостовой на пару со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли решение садиться на воду.

И вот оно — чудо или везение — на реке почти не было кораблей. Только небольшой буксир «Буревестник» вёз по реке лес. По одной версии, самолет сажал сам Мостовой. По другой — второй пилот. Чеченев раньше работал в морской авиации, и ему уже приходилось садиться на воду. Поэтому Мостовой доверил штурвал ему.

Показался Литейный мост. Над ним пролетели на высоте 90 метров. Оставались считанные секунды – гибель или спасение? Над Большеохтинским мостом высота была уже 30 метров. Следующий – мост Александра Невского, он тогда ещё только строился. Над ним пролетели уже на высоте 4 метров. Рабочие в ужасе прыгали с лесов в реку.

Впереди остался только железнодорожный Финляндский мост, и теперь главная задача – не врезаться в него. Лайнер коснулся хвостом Невы, затем лёг на брюхо, немного нырнул носом, но не зарылся в воду, а проскользил по Неве и остановился в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. С момента остановки двигателей прошло 14 секунд.

Спасены! Лётчики проделали ювелирную работу и посадили самолет так бережно, что ни один из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Он пролетел над мостами и не врезался ни в один из них. По иронии судьбы командир корабля имел фамилию – Мостовой!

В кино часто в таких случаях герой обнаруживает на своей голове седые волосы. Но все члены экипажа вспоминали, что когда они ворвались в кабину пилотов, то увидели: Виктор Яковлевич заметно поседел.

У командира воздушного судна В. Мостового берут интервью

Теперь самолет плыл не по небу, а по реке. В фюзеляже осталась пробоина после того, как пытались через эту дыру восстановить работу шасси. Теперь сквозь эту пробоину в салон самолета начала прибывать вода. По сему поводу волнения оказались недолгими: спасатели подоспели вовремя. Мимо проходил паровой буксир 1898 года постройки с командой из четырех человек. Его капитан Юрий Поршин со словами: «Гляньте, второй Чкалов объявился!» – подвёл своё судно к самолету. Лётчики разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы буксира. Затем самолет подтянули к причалу у деревообрабатывающего завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты (из брёвен – ред.). Крыло самолета положили на них, получились сходни, по которым можно было теперь вывести пассажиров и экипаж. Вынесли двух детей, затем, выходя через верхний люк, стали покидать горемычное воздушное судно остальные пассажиры. Никакой паники.

Прохожие, а также рабочие «Северного пресса» и других соседних заводов приветствовали чудом спасшихся людей криками «Ура!» Когда последним ступил на берег экипаж, лётчикам и бортпроводнице рукоплескали. Но тут же из Пулкова примчался вертолёт, и сидевший в нём строгий начальник велел всему экипажу взойти на борт вертолета вместе с полётными документами. Лишь молодой стюард остался охранять багаж. Некоторое время пассажиры оставались на берегу, покуда за ними не приехал автобус «ПАЗ», который отвёз их на Шоссейную. Оттуда всех отправили в Таллин.

Всего известен 21 случай управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Вместе с американским аэробусом «А-320», который столкнувшись со стаей диких гусей, был вынужден экстренно сесть на поверхность Гудзона и нашим «Ту-124» на Неве – всего семь счастливых приводнений (обошедшихся без жертв). Но то, которое произошло 21 августа 1963 года, самое невероятное. Настоящее чудо!

Что же способствовало этому чуду? Мало кто задумывается, а почему же именно этот рейс? Именно этих людей спас Господь?

Ведущий телепередачи «Простые чудеса» на телеканале «Спас» Павел Астахов (бывший Уполномоченный при президенте Российской Федерации по делам ребёнка) рассказывает: «Я попытался проанализировать лишь один случай и увидел, что проведение Божие настолько точно и определенно, что отрицать его просто бессмысленно. Посмотрев на список летящих пассажиров, рейсом из Эстонии в Москву на самолете ТУ-124 в 1963 году, я увидел молодого священнослужителя, епископа Таллинского и Эстонского Алексея Ридигера, то есть, будущего святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго».

И в эти страшные минуты, глядя в окно, он видел, как мимо, будто во сне, проносятся очертания Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Зимнего дворца, и вот уже самолёт полетел над Невой, всё ниже и ниже. Он молился о спасении самолета, его пассажиров и экипажа, о спасении города, на который могла рухнуть летучая махина. В тот день было празднование Толгской иконы Божией Матери, и Таллиннский архиерей возносил мольбы ко Спасительнице рода человеческого: «Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице… Зриши мою беду! Зриши мою скорбь!..»

А вот подарок любителям совпадений: посадка лайнера на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (мужским монастырем – ред.) (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы).

Завод «Северный пресс», на плоты которого выходили спасённые пассажиры, имеет в Петербурге адрес: улица Таллиннская…

Патриарх Алексий II

С именем святого Александра Невского у будущего патриарха Алексия II тоже было связано не мало. Когда Лёше Ридигеру, было 15 лет (в 1944 году) и он стал старшим иподиаконом епископа Таллинского и Эстонского Павла, ему было поручено епархиальной властью подготовить к открытию Александро-Невский собор Таллина (который был закрыт и бездействовал при оккупации Таллина немецкими войсками), и с мая 1945 г. в этом соборе вновь начало совершаться богослужение. Алексей Ридигер был алтарником и ризничим в этом соборе, а члены его семьи — прихожанами. В 1961 году (к тому времени уже архимандрита) Алексия Ридигера рукополагали в (этом же) таллинском кафедральном соборе Александра Невского во епископа Таллинского.

Таллинский собор Александро-Невского попытались закрыть уже при советской власти (в 1962 году), собираясь переоборудовать его в планетарий. Епископу Таллинскому Алексию (Ридигеру) удалось спасти собор от закрытия*.

(* — Кстати, и мама патриарха Алексия Ii была похоронена в 1959 году в Таллине на Александро-Невском кладбище, а в 1962 году там же обрёл место погребения и его папа – протоирей Михаил Александрович Ридигер. На этом кладбище в 1856 году была построена церковь Александра Невского и было похоронено много священнослужителей Русской Православной Церкви, в том числе, иерархов, епископов, архиепископов таллинских).

Эти совпадения могли быть понятны будущему патриарху.

Позднее, когда Алексий (Ридигер) стал митрополитом Ленинградским (в 1986 году) он добился возвращения верующим ряда храмов, святынь и реликвий (в частности, мощей святого Александра Невского).

По счастливому стечению обстоятельств, повторим, в месте приводнения самолета в данный момент не оказалось кораблей, из-за столкновения с которыми, происшествие могло бы привести к полной катастрофе. Но в истории авиации имело место несколько случаев, когда даже после удачного приводнения лайнера, пассажиры погибали, затонув вместе с самолетом от полученных при посадке пробоин в фюзеляже. Но здесь, на Неве рядом с приводнившимся самолетом, оказался буксир, который не смотря на то, что в самолёт тоже стала поступать вода через пробоину в фюзеляже, пробитую при ремонте стойки шасси, смог доставить самолет к берегу и выгрузить пассажиров*.

— Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Тем не менее, вода из пробоин в фюзеляже прибывала, и, спустя некоторое время, борт СССР- 45021 затонул.

ПАТРИАРХ ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II

До рождения Алексея Ридигера произошёл случай, который семейное предание сохранило как проявление Промысла Божия о будущем Первосвятителе Русской Церкви. Незадолго до рождения сына Елена Иосифовна (его мама) должна была совершить далекую автобусную поездку, но в последний момент, несмотря на её просьбы и даже требования, её не посадили на уходящий автобус. Когда же она пришла на следующий рейс, то узнала, что предыдущий автобус попал в аварию и все пассажиры погибли.

Алёша Ридигер — в детстве. https://www.pravmir.ru/gallery.html

В Крещении мальчику было дано имя в честь Алексия, человека Божия. Алёша рос спокойным, послушным и глубоко религиозным. Этому способствовала атмосфера в семье Ридигеров, являвшей собой пример «малой Церкви». С самого раннего детства интересы Алёши Ридигера были связаны с церковной службой, с храмом. По воспоминаниям Первосвятителя, будучи 10-летним мальчиком, он «знал службу и очень любил служить. В комнате в сарае у меня была церковь, были облачения».

Родителей Алёши сначала смущала его «игра» в церковные службы, и они хотели посоветоваться с опытными в духовной жизни старцами. Ответ валаамских иноков успокоил родителей: видя серьёзность отрока, старцы благословили не препятствовать его тяге к церковной службе.

Потом, как уже было сказано выше, Алексий Ридигер стал иподьяконом у епископа Таллинского и Эстонского Павла. В 1950 году (после окончания семинарии и Ленинградской Духовной Академии) был рукоположен во диакона и через день – во священника. А в 1961 году – во епископа Таллинского и Эстонского.

Вспоминая о 50-х годах, Святейший Патриарх говорил, что ему «довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будет судить Бог и история».

Патриарх Алексий II https://mitropolia42.ru/wp-content/uploads/2018/12/aleksei2-720×540.jpg

Епископу Алексию удалось отстоять и таллинский кафедральный Александро-Невский собор, который, казалось, был обречен. 9 мая 1962 г. преставился протоиерей Михаил Ридигер, в субботу 12 мая владыка Алексий хоронил отца. Сразу после похорон к епископу подошёл уполномоченный Совета по делам РПЦ и предложил подумать о том, какой из таллинских храмов должен стать новым кафедральным собором, в связи с решением городской молодежи переоборудовать собор в планетарий. Владыка Алексий попросил уполномоченного немного подождать с решением – до праздника Святой Троицы, сам же начал готовить материалы в защиту собора. Пришлось обратиться к изучению далёкого и недавнего прошлого и подготовить для властей исчерпывающую справку по истории собора, рассказать о том, как пронемецкие силы в Эстонии пытались закрыть собор, свидетельствующий о нерушимой духовной связи Эстонии и России. Самым серьёзным политическим аргументом оказался тот факт, что сразу после оккупации Таллина немецкими войсками в 1941 г., собор был закрыт и бездействовал во все время оккупации. Перед уходом германские власти решили сбросить с колокольни знаменитые соборные колокола, но и это им не удалось, они смогли снять лишь язык малого колокола, который, несмотря на горы опилок и др. меры предосторожности, разбил при падении паперть придела в честь св. князя Владимира. «Вот обрадуются реваншисты в Германии,– сказал епископ Алексий, передавая свою записку,– то, что они не сумели сделать, свершила советская власть». И вновь, как и в случае с Пюхтицким монастырем, по прошествии некоторого времени, уполномоченный информировал епископа, что вопрос о закрытии кафедрального собора больше не стоит. Удалось сохранить и все 36 «нерентабельных» приходов…

  В юбилейный 1988-й год произошел радикальный сдвиг во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и общества. В сознании общества Церковь стала тем, чем она была в действительности со времени св. князя Владимира – единственной духовной опорой государства и существования русского народа.

В апреле 1988 г. состоялась беседа Святейшего Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода РПЦ с М.С.Горбачевым, во встрече участвовал и митрополит Ленинградский Алексий. Иерархами был поставлен ряд конкретных вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности православной Церкви. После этой встречи был открыт путь к широкому общенациональному празднованию 1000-летия Крещения Руси, которое стало подлинным триумфом Церкви.

В 1990 году состоялось избрание митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера) Патриархом.

Торжественный молебен в связи с вступлением в должность нового президента РФ. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент России Владимир Путин. Фото: С.Величкин и В.Родионов / ТАСС

Новоизбранный Патриарх понимал: «Никто не рождается готовым епископом и нет такого, кто родился готовым Патриархом. Я такой же, как все, я также сформировался в советское время. Но сейчас главное – не почивать на лаврах, не чувствовать себя князем Церкви, а неустанно трудиться» (Беседы с Патриархом Алексием II). В том, что собирался осуществить новый Предстоятель Русской Церкви, было и немало риска: за советский период был практически утрачен опыт монашеской жизни (в 1988 действовал всего 21 монастырь), была утрачена система духовного образования мирян, никто не знал, как проповедовать в армии, как вести работу в местах заключения. Однако необходимость такого служения становилась все очевиднее…

10 июня 2000 г. Русская Церковь торжественно отметила десятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Алексия. За литургией в возрожденном храме Христа Спасителя Патриарху Алексию сослужили 70 архиереев РПЦ, представители братских Поместных православных Церквей, а также около 400 клириков Москвы и Московской области. Обращаясь к Патриарху с приветственным словом, Президент России В. В. Путин подчеркнул: «Русской Православной Церкви принадлежит огромная роль в деле духовного собирания российских земель после многолетнего периода безверия, нравственной разрухи и богоборчества. Происходит не только восстановление разрушенных храмов. Восстанавливается традиционная миссия Церкви как ключевого фактора социальной стабильности и объединения россиян вокруг общих моральных приоритетов – справедливости и патриотизма, миротворчества и благотворительности, созидательного труда и семейных ценностей. Несмотря на то, что Вам довелось вести церковный корабль в нелегкое и противоречивое время, прошедшее десятилетие стало уникальной эпохой реального возрождения нравственных основ жизни общества. В этот ответственный момент отечественной истории миллионы наших сограждан с глубоким уважением прислушиваются к Вашему твёрдому, сердцем выстраданному слову пастыря. Россияне благодарны Вам за Ваши молитвы, Ваше попечительство об укреплении гражданского мира в стране, о гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений».

(Православная Москва. 2000. № 12 (222). С. 2).                    Материал подготовлен по публикациям А. Сегеня, Е.Молодкиной, П.Астахова и др. Источники: 1) Православие.ру // https://pravoslavie.ru/63542.html ,2) https://ru.wikipedia.org ,       3) https://spb-kp-ru.turbopages.org/spb.kp.ru/s/daily/26870/3913647/ ,

4) ТК «Спас», телепрограмма «Простые чудеса»,   5) http://longread.fontanka.ru/page3390487.html , 6) Биография Патриарха Алексия II («Православная Энциклопедия», т. 1. Москва, 2000 г.).

Храни Вас Бог!

Читайте также
Известные люди

Ольга Кормухина

Известные люди

Петр Мамонов

Известные люди

Елена Драпеко

Известные люди

Сергей Николаевич Андрияка. Светоносный, лучезарный, потрясающий, открытый, душевный, человечный