Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Известные люди

Петр Мамонов

Режим чтения
⏱️ ≈ 9 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 9 мин.

Пятнадцать лет я у Господа просил, чтобы завязать кое-какие вредные привычки. И только когда я сказал: «Господи, я не хочу делать этого никогда и буду изо всех своих щенячьих сил стараться этого не делать!» – тогда Господь дал. Господь ревнив, Он хочет все наше сердце человека – вот это о том, о чем мы говорим.

…Когда в 45 лет я стал задаваться вопросом «зачем?» – у меня было все: слава, работа, жена, дети, деньги. Но мне в какой-то момент стало незачем жить. Я потерял смысл жизни. Прочитав притчу о блудном сыне, я плакал. Меня пробило, если говорить современным языком. И постепенно я стал карабкаться вверх, стремиться к горнему, читать молитвослов. У меня остался мой первый маленький молитвослов, где я отметил галочкой, с какими молитвами, видите ли, я согласен.

И так, «комариными шажками», как говорит один мой знакомый священник, в Царство Небесное. Ведь благодать может находиться в трех немытых тарелках. Поэтому если удается каждый день делать какие-то маленькие шажочки в сторону Бога, жизнь складывается и начинает меняться очень серьезно. Появляются новые знакомства, новый круг общения, новые интересы в жизни, новые привычки, увлечения. Как сказал Пушкин: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она».

В человеке все – привычка. Очень важно, к чему мы привыкаем. А привыкаем мы к тому, что любим. Я познакомился с творениями преподобного Исаака Сирина, который открыл мне, что Бог есть любовь, и свет этой любви заливает нас, и Отец бежит нам навстречу и вручает перстень, знак сыновнего достоинства. Это смело все мои жизненные установки. Все у меня изменилось.

…У меня была такая мысль, когда я занимался театральными всякими проектами, у меня была мысль сделать такое шоу: встать на сцене молча, неподвижно, и полтора часа простоять. Это очень трудно сделать, тем более актеру: вот она сцена, зал… Что будет? Будут яблоками кидать тухлыми, или будут аплодировать, или кричать? Уходить – вряд ли, будут ждать, что будет, а ничего не будет. Я вдруг вспомнил это, и это как бы приближается к ответу на вопрос: а вот кто я? Смотрю иногда свои прошлые какие-то интервью, спектакли, вот эти песни ранние… Это я? Вроде я. На самом деле, это какой-то другой совсем парень.

…Я думаю: разница есть ли между мной тем и нынешним? Вроде бы огромная разница, а на самом деле ее почти нет. И вот я вижу, что человек – это луч. Начало есть и нет конца. Если я есть какой-то подлинный, то я Божий, Божие создание. Наверное, вот это чувство причастности. И вот мы сейчас сидим – не только Господь наш Иисус Христос рядом стоит, но в каждом атоме воздуха – Бог, и вот это поразительное какое-то чувство…

…Я подчас забываю, что нам обещано, а нам обещано, что будет четыре жизни. То есть первая в утробе матери; вторая здесь; третья – душа без тела после смерти; а потом нам будет дана новая плоть… И то, что от меня осталось, вот это щепоть, когда стряхнется все – останусь я…

…Я стараюсь учиться, и до сих пор учусь, и не научился практически ничему, стараюсь жить не по чувствам, а по закону, потому что чувства могут быть разные.

…Благодать – это только то, в какой мере я вышел на этот свет, вот и все. Поэтому откуда я знаю, кто такой я? Вообще, это начало премудрости – познание себя, видение своих грехов как песок морской, что я вообще, такой вот, Петя знаменитый…

…В разные периоды жизни я себе отвечал на этот вопрос – что нам надо от Бога – очень по- разному. Началось все с детства, когда я не хотел ничего, когда я в четыре года просыпался, видел солнце, маму любящую, это все прекрасно, и я бежал по этой улице, под этот трамвай, и остановить меня было нельзя, я бежал. Что я хотел? Ничего. Митрополит Сурожский Антоний нам пишет очень интересно, что мы живем, перекатываясь из прошлого в будущее, мы не умеем жить этим моментом. Давайте я отвечу, что я хочу в данный момент. Я хочу, чтобы вы меня поняли, я хочу, чтобы зрители меня поняли – не столько меня, а чтобы они поняли то, что понял я. А что же понял? Я понял, что Бог – это, вот, всюду Бог. Поэтому, что я хочу: да я хочу с Ним быть!

…Еще я хочу о вере сказать, что для меня очень важно… Сказано: «Вера без дел мертва». Сижу я в деревне, все у меня работает, все потихоньку, ничего вроде доброго я не делаю, думаю: а как же вера, какие дела делать? То есть думаю: какие же дела? И совершенно ясно Господь мне дает понять (опять же по Своей милости): мои дела – это мои грехи, вот настоящие подлинные дела веры. Исправлять, корчевать свои все гадости, которые я прекрасно знаю. Не надо обольщаться, я их прекрасно знаю, и вот мимо этого я пробегаю – значит вера моя мертва.

…Я как-то задал отцу Дмитрию вопрос, который меня сильно мучил. Говорю: а как вот, что ж вот этот отрезок пути, вот как, что, спасение где находится?.. Он мне, как всегда, очень мудро и четко ответил, объяснив все. Он говорит: «Важен зазор». Зазор между тем, что ты есть, и что ты, и кем ты стараешься быть. Богу не важен результат, Богу важен наш вектор, зазор.

…Я всю жизнь хотел не просто счастья, не просто удовольствия, я хотел блаженства. Потому что с Адамом и Евой, как я уже говорил много раз, и как отцы нам говорят, Адам и Ева в раю общались с Богом напрямую, как мы с вами, и вот это было блаженство, и вот это в генах у каждого из нас сидит. Поэтому героин, поэтому водка… И вот я пробовал, пробовал, и понял, что там этого нет. Где же оно есть, оно где-то должно быть! И вот Бог мне открылся, как я уже тысячу раз рассказывал, и у меня пошло это, пошло, потихоньку пошел опыт веры. Я просил и получал. Пускай вот так, крохи, пускай за эти двадцать пять лет это было минут десять, но я это помню. Когда человек верующий попробовал, что такое Дух Святый – «приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны» – мы же молимся так, вот что это такое, и тогда всего меня это заливает, и я об этом помню… Понимаете, ум надо включать, ум – страж сердца. Сначала ум…

…Любую вещь красит мера – сказали мудрые. Какая у Бога мера? Да никакой, у Бога нет меры, Он бесконечен. Вот что меня очень привлекло как любителя настоящего кайфа – что нет потолка. Тут можно без конца увеличивать благодать, вот этот свет в себе. Мера должна быть в каких-то наших человеческих проявлениях, в поступках, в словах.

…Бог прощает и исцеляет нас только Бог и Его благодать. Поэтому молиться надо, Господь нам дает алгоритм этот в Евангелии: «Молитесь за обижающих вас и добро творите творящим вам напасти». Если мы через силу начинаем за них – вот сердце все в огне, и я прав, и как он мог, – но через силу начинаем молиться, молимся день, десять дней, месяц, год, два, три, десять лет, вдруг видим: а в сердце этого нет… У меня была очень сложная история с родственниками, ну, как обычно… Хорошие люди, но всех испортил квартирный вопрос. Встречаюсь я со своим братом, надо встретиться по этому делу, сложному очень, запутанному, и он прав, и я прав, вот это все… А у меня молитвослов с собой, и я думаю: дай-ка я «об умножении любви и искоренении всякой злобы», – помните, там несколько коротеньких молитв Иоанну Предтече? Прочитал, смотрю – и он идет с улыбкой ко мне, я ему объятья распахнул и говорю: «Лешенька, мой дорогой…», и он так, и такое у нас было! Мы об этих проблемах забыли, о другом стали говорить – вот! А дальше опять, опять пошло-пошло. У меня было, я знаю это, и эти минуты я помню. И только так – с надеждой на Бога и труды…

…Совесть – глас Божий в нас… Совесть и стыд – все это можно в себе сжечь, а можно возгревать. Возгревать как: через то, что входит в наши глаза уши. Тяжело, милый мой, – а кто обещал, что будет легко? Как Антоний Сурожский: умирал один солдат и говорит: я только переживаю за то, что я в коме сейчас буду умирать долго еще, я буду один. – Не бойся, я буду с тобой, держать буду, чтобы ты чувствовал руку. И он просидел два дня, держа его руку. И когда не можешь пожать ее – значит ты ушел, до тех пор, пока я буду чувствовать твое пожатие, буду держать, и вот он сидел с ним. Я думаю, что у него были в этот момент разные мысли, но он сидел и руку держал. А мысли будут разные. У меня у мамы была похожая ситуация, она пять лет лежала после инсульта без движения, и не могла ни разговаривать – ничего. Но я, конечно, не смог с ней все время сидеть, я нанял сиделку, но я хоть деньги эти давал, я за это работал, но я приезжал каждую неделю, сидел с ней, потихонечку молитву ей читал, что-то делал, свою маленькую меру, но что-то делал вот в эту меру. И сейчас я вспоминаю – до того, как она легла уже окончательно, она была просто больна, и вот я с ней пару месяцев жил каждый день. А больные, как правило: «не то», и «это не то», и «это не то». И тяжело было, скажем прямо, тяжело сильно, тяжело с утра до вечера. Но это было лучшее время моей жизни, это были лучшие два месяца в моей жизни, когда я себя пересилил. У меня совесть относительно чиста – хотя не очень чиста, я бы мог больше с мамочкой сидеть, мог бы больше ей дать.

…Простота – она в этом заключается, что «верую, верую, Господи! Не бойся, только верь». Когда преодолеваем что-то, когда настоящая боль, болезнь – кончается «я», понимаете, кончается «я», а если кончается «я», вселяется Бог. И что значит «любовь изгоняет страх» – это Бог изгоняет страх, Бог – это любовь. Это о том, что Бог вселяется в сердце, и перестает быть страх.

…Мы можем очень многое, а с Богом вообще все можем. Мы можем, смотрите, что мы можем – мы можем самое главное сделать. Был жадный – стал добрый; был пьяница – стал трезвый; осуждал – перестал; раздражался – перестал.

…Исаак Сирин: «Древо жизни есть любовь Божия». То есть вся наша жизнь, все наши мысли, помыслы, поступки, шаги – все покрыто божественной любовью. Что такое милость – это любовь. Что такое «Господи, помилуй!» – это люби меня, Господи, возлюби меня такого, прости меня! Здесь всё. «Господи, помилуй!» – здесь и прощение, и вера, и надежда, и любовь, здесь весь Господь. Господи, помилуй!

…Все должны быть святыми. Ну как, должны – кто хочет. Господь же не гонит стадо хлыстом впереди себя. Он идет и зовет – кто хочет, идет с Ним.

…Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопросик: я прожил сегодняшний день – кому-нибудь от этого было хорошо?

…Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос – бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни – любить. Это значит жертвовать, а жертвовать – это отдавать. Схема простейшая.

…Любовь – это не чувство, а действие. Любовь – это вымыть посуду вне очереди. …Не бойтесь смерти, но опасайтесь потерять близких. Больше не бойтесь ничего.

…Всегда радуйтесь – это другая радость, радость о Духе Святом, о мире душевном, а не такая дурацкая: выпил – и радуйся. А если любишь только себя, какая тут радость?

Вот как такую веру обрести и такую рьяную целеустремленность, чтобы забыть свои «хочу» постоянные? Ради Господа нашего, Который жив и с нами рядом вот здесь сидит и слушает меня, грешного, окаянного. Я столько дурного Ему сделал, так Его оскорблял, а Он все прощает: я все еще жив…

…В молчании хочется стоять перед Богом, в молчании. Молчание. Потому что, ну, что я Ему скажу? Вот какие-то вещи такие, какие-то подлинные вещи в себе приумножать, и тогда всё сладится. Все сладится, все то, о чем мы говорили, о всех наших сложностях. Постоять перед Богом молча, но перед Богом. Знать, что Он видит нас всех насквозь, всегда, и любит нас таких, какие мы есть. Таких вот ужасных, безумных, боящихся, малосильных.

…Все мы, и я в том числе, живем подчас так, как будто мы никогда не умрем. Я думаю, что вот поеду в Воронеж, вернусь обратно. Как будто меня не может сразить инфаркт, как будто не упадет самолет…

Раньше не задумывался о смерти, а потом стал думать – что будет после того, когда я умру? Что я там буду делать? Вот он гроб – четыре стенки, сверху крышка. В кино я четыре раза ложился в гроб и выскакивал оттуда. Режиссер спрашивал: «Страшно?» Да не страшно, просто ответственное такое дело. Я помню, как пятилетним мальчиком, в то время, когда все дети начинают о смерти думать, лежал в кровати и с ужасом размышлял: «Как это так, меня не будет, а вот это вот все будет – и лес, и альбом для марок…» А потом я перестал об этом думать, наступила слепая, дурная, длительная пауза. Лет на 40! И сейчас мне так жалко, что эта пауза была. Конечно, какой-то опыт я извлек. Жаль только, что в молодости было столько сил, столько бы я мог сделать!

…Что после меня останется? Может быть, несколько стихотворений и фильм «Остров». А жизнь прожита, 70 лет. Что я понял к своим 70 годам? Жизнь, конечно, великолепна. Но это очень ответственная вещь.

…Я всю жизнь хотел быть самым крутым. Ну и что, я Бога нашел, Он мне открылся? Но Я его искал, и я вижу, что круче этого ничего нет, ну ничего просто не лежало рядом…

Исаак Сирин пишет: «Долог наш путь, трудна наша дорога. Но блага, обещанные нам, невыразимы». Будет смерть, будет вечная жизнь, будет стояние перед Богом, будешь ответ перед ним держать. И вот ради этого стоит жить, чтобы потом вечно быть в свете. Ведь Бог – это не поклоны и свечечки. Это как солнечный шар. Свет всегда горит, а мы порой отходим от него. Кто верит в случай, не верит в Бога. Жизнью и смертью распоряжается только Он. И забирает человека лишь в двух случаях: если исправление его уже невозможно или человек готов, и это лучший момент в его жизни. Я был у отца Димитрия Смирнова за месяц до его смерти. Его возили уже на каталке, у него ноги отказали. И я ему сказал: «Да вы весь сияете». А он мне на это: «Здоровье – дар Божий. Болезнь – дар бесценный». Так мудро и ушел.

Ушел мой друг Саша Липницкий, с которым мы начинали «Звуки Му». Трагически: провалился под лед. Если и его взял Бог, значит, пришел срок. Не нам судить. Мы можем помочь только молитвой. У Бога мертвых нет. Нам кажется, что наша жизнь такая длинная, ответственная, важная. Но она важна только своей подготовкой к вечности. Там, когда каждый из нас умрет, тебя поселят с такими же, как ты. Иногда с женой поссоришься и думаешь: «Вот умру и больше никогда с ней не увижусь». Нет, браток. Вас насильно вместе поселят. Поэтому мириться надо с ней здесь.

…Сейчас у меня цель одна. Во-первых, чтобы меня услышали глубокоуважаемые зрители: я всегда стараюсь изо всех сил говорить только то, что вышло у меня, что я понял, что я сначала умом понял, а потом что случилось. Если кому-нибудь поможет – может быть, кому-нибудь, из ста тысяч десяти поможет, а то и одному, значит я недаром живу. Я устал жить даром, я устал жить ради кайфа, хотя и это, конечно, присутствует. Я хочу пользу приносить.

Напоследок могу маленькое стихотворение прочитать смешное: «Рассказывать не надо никогда, что ложку ты проносишь мимо рта, и что жена попалась глупая не та, и что вокруг обман и суета, и что металл не тот, и сталь не та, и что Китай… Пойди глянь в зеркало и больше не болтай».

Источник: https://azbyka.ru

Храни Вас Бог!

Читайте также
Известные люди

Ольга Кормухина

Известные люди

Елена Драпеко

Известные люди

Сергей Николаевич Андрияка. Светоносный, лучезарный, потрясающий, открытый, душевный, человечный

Известные люди

Мне хочется спастись! Актриса театра и кино Екатерина Васильева о постриге