Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Жития Святых

К нему явились бесы, принявшие вид небесных воинств и ангельских чинов; они указывали на огненную колесницу, где находился как бы царь, окруженный славою… Преподобный Ор

Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.

День памяти: 20 августа (по нов. ст.)

В Фиваиде Египетской, стране, смежной с Эфиопией, среди монашествующих находился чудный муж, по имени Ор. Святой этот основал множество монастырей, иноки которых, числом до тысячи, были под его властью. Это был 90-летний, украшенный сединою старец-схимонах, обладавший чрезвычайно благолепной и одухотворенной наружностью. Он производил впечатление совершенно бесплотного существа.

Свою подвижническую жизнь преподобный Ор начал в дальней пустыне, где прожил много лет в полном одиночестве, соблюдая строжайший пост. Затем, по повелению Божию, он устроил близ одного города монастырь. Чтобы братия не имела нужды ходить далеко за дровами, он своими руками насадил около него рощу, ибо до его прихода здесь не было ни одного дерева. Когда же сам он жил в дальней пустыне, то питался лишь зеленью и кореньями; воду же пил лишь в том случае, когда находил ее. Большую часть дня и ночи преподобный Ор посвящал усердной молитве.

«Многие тысячи ты наставишь на путь спасения…»

Такой образ жизни он вел до глубокой старости. Но однажды ему явился во сне Ангел Господень, говоря: “Тебе вверится много людей, и многие тысячи ты наставишь на путь спасения; в будущей жизни ты получишь награду соответственно чину приобретенных тобою для спасения; не думай о том, сколько нужно будет иметь необходимого для удовлетворения нужд такого множества людей: ты будешь иметь все, что попросишь у Бога”.

После этого видения старец приблизился к селениям. Сначала он выстроил себе маленькую келейку и насадил овощей. Как ранее в дальней пустыне, преподобный питался мало, и то овощами, при этом часто в течение недели он только один раз принимал пищу. Ранее он не умел читать, но, по переселении из дальней пустыни, Господь сообщил ему дар уразумения писаний. Когда одним из братии была принесена ему книга, он открыл ее и начал читать, как искусный книжник.

Вместе с тем преподобный Ор получил от Бога власть над бесами. К нему приводили бесноватых, и те во всеуслышание говорили о совершаемых им тайно богоугодных делах. Много и других исцелений творил преподобный. К святому Ору стало стекаться множество желающих подвизаться под его руководством, и скоро образовалось значительное собрание монашествующих. Он имел обыкновение сначала вкушать пищи духовной, а потом уже приступать к пище телесной. Только приобщившись Божественных Таин, он шел за трапезу, уча братию боговдохновенными наставлениями или сообщая душеполезные рассказы.

Ангел приносил ему пищу, а бесы бежали прочь

Однажды в назидание братии он рассказал следующее: “Я видел в пустыне одного мужа, который в течение трех лет не вкушал земной пищи: Ангел Господень через каждые два дня приносил небесную пищу, заменявшую ему в то же время и воду”.

В другой раз преподобный Ор поведал: “Знаю такого инока, к которому явились бесы, принявшие вид небесных воинств и ангельских чинов; они указывали ему на огненную колесницу, где находился как бы царь, окруженный славою. Этот царь сказал иноку: “Ты обладаешь всеми добродетелями, теперь тебе остается только поклониться мне, и я возьму тебя, как Илию (4 Цар. 2 гл.), на огненную колесницу и вознесу отсюда”.

При этих словах инок впал в раздумье: “Что это значит? – размышлял он. – Я постоянно поклоняюсь моему Спасителю, Который и есть мой Царь, и если бы этот видимый мною был Им, то не требовал бы от меня поклонения, зная, что я всегда поклоняюсь Ему”. После такого размышления инок сказал: “Я имею своего Царя, Которому непрестанно поклоняюсь; ты же не мой царь”. Тотчас бесы исчезли и со своим царем, и с колесницею”.

Все это преподобный Ор рассказывал братии как о ком-то другом, но многие хорошо знали, что все это происходило с ним.

«Пасха особенно, заключается в том, чтобы от всего земного отрешиться…»

Преподобный был очень приветлив и милостив ко всем. Когда к нему приходил какой-либо брат и выражал желание жить с ним, он созывал всю братию для постройки келии. Одни носили камни, другие песок, третьи воду, четвертые деревья, и к вечеру того дня келия уже бывала готова. Отдавая ее пришедшему брату, преподобный Ор в достаточной степени снабжал его и всем необходимым для жизни. Бог в обилии посылал Своему угоднику все, что он просил у Него.

О преподобном отце существует и следующий рассказ, относящийся к тому времени его жизни, когда он имел еще только одного ученика. Однажды при наступлении светлого праздника Воскресения Христова, этот ученик сказал своему учителю: “Знаешь ли, отче, что теперь Пасха, и нам должно праздновать ее, как и все празднуют”. – “Ей, сын мой, – отвечал старец, – я забыл, что теперь Пасха”.

И, выйдя из келии, преподобный Ор стал под открытым небом, простерши вверх руки и предаваясь размышлениям о Боге. Спустя три дня, он возвратился в келию, говоря: “Вот, чадо, по мере сил моих, я и отпраздновал Пасху”. – “Что это ты делал, отче?” – спросил ученик. “Для монаха, – отвечал старец, – праздник и Пасха заключаются в том, чтобы ум его проходил мимо молвы житейской и приближался к Богу. Инок, удаляясь от видимого мира, становится ближе к невидимому Богу; привязываясь же к земным предметам, он через это удаляет себя от невещественного Бога”.

Обличение лжи

Будучи отцом многих братий, преподобный Ор знал жизнь и дела каждого, даже творимые им тайно. Так, однажды, некоторый странствующий инок, страдавший пороком лжи, идя к преподобному, спрятал свои одежды. Явившись к нему полунагим, он просил у него одежды. Преподобный тотчас же пред всеми обличил его во лжи, вынеся спрятанную одежду. Вся братия прониклась страхом, видя, что прозорливый отец знает тайны и скрытое от других, и никто не осмеливался утаивать что-нибудь от него или где-нибудь вдали от его глаз совершать что-либо противозаконное, ибо Бог открывал ему все.

Наставив множество на путь спасения не только из среды иноков, но и мирских людей, преподобный Ор, будучи 90 лет от рождения, около 390 года преставился ко Господу в небесные обители и причтен к лику великих преподобных отцов.

Источники:

  • 1) http://podvorie-alexandria.ru/aleksandrijskoe-podvore/zhitiya-svyatykh-aleksandrijskoj-tserkvi/item/112-147.html,
  • 2) https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/653,
  • 3) иллюстрации: https://www.youtube.com/watch?v=7YIOXbZcdCU

Александр ПушкинАлександр Сергеевич Пушкин: «Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов. Книга сия называется Евангелием — и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению».

«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия — всемирна».

Источник:

  • http://www.pravoslavie.ru/put/051213124235.htm

Храни Вас Бог!

Читайте также
Жития Святых

Святитель Афанасий (Сахаров)

Жития Святых

Преподобный Амвросий Оптинский

Жития Святых

Преподобный Серафим Вырицкий

Жития Святых

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские