Конечно, Андрей Мягков навсегда вошёл в историю кино ролями двух милых (под стать фамилии актёра) людей среднего возраста: Лукашина в «Иронии судьбы» и Новосельцева в «Служебном романе». Однако если чуть-чуть отодвинуть этих всеобщих любимцев в сторону, обнаружится огромная фильмография и список спектаклей, в которых Андрей Васильевич блестяще играл самые неожиданные роли. И во время работы над которыми происходило много всего интересного…
«Лучше уйду из театра, чем сыграю Ленина»
Ещё до «Иронии судьбы…» Мягков играл Ленина в фильме «Надежда». Его режиссер, Марк Донской, под конец жизни создал свою маленькую лениниану – снял два фильма про мать будущего вождя, Марию Ульянову, и один фильм – про юность его жены, Надежды Константиновны. Вот как раз в образе 23-летнего жениха Надежды и предстал Мягков.
Он не хотел играть эту роль – как вспоминал в недавнем интервью, «моя семья всегда всё понимала, и кто такой Ленин, и кто такой Сталин, и что такое советская власть…» Однако Донской смог уговорить Мягкова, сказав, что ему предстоит играть не вождя революции, а просто влюбленного молодого человека: «И больше ничего! Давай в Белохвостикову (игравшую Крупскую. – Ред.) влюбляйся!» В фильме действительно политики и пропаганды оказалось по минимуму.
Позже Мягков должен был играть Ленина в спектакле «Так победим!» по пьесе Михаила Шатрова, причем Шатров выбрал его на эту роль сам. Тут уж актёр встал на дыбы и даже поссорился с руководителем МХАТа Олегом Ефремовым, заявившим: «Или будешь играть эту роль, или уходи из театра!» Мягков ответил, что лучше уйдёт. На счастье, выяснилось, что Ленина готов сыграть другой актёр, Александр Калягин, и конфликт сам собой был исчерпан.
Как он стал детективщиком
Мягков более полувека состоял в браке с актрисой Анастасией Вознесенской. Широкой публике она известна прежде всего по роли директора рынка в «Гараже», и это один из немногих случаев, когда она снималась вместе с мужем. Это очень скрытная пара; они были однокурсниками и поженились ещё в студенчестве, но на курсе ещё очень долго многие об этом не подозревали.
Именно Вознесенская первой стала звездой: сразу после учёбы сыграла большую роль в фильме «Майор Вихрь», была приглашена в труппу театра «Современник». Мужа взяли в ту же труппу «в нагрузку», по словам Эльдара Рязанова. В кино ему сначала не очень везло: первый же фильм, «Похождения зубного врача» Элема Климова, вышел очень ограниченным тиражом, а потом и вовсе был снят с экранов. Но «Похождения…» заинтересовали мэтра советского кино Ивана Пырьева, и вскоре Мягков получил свою первую звёздную роль – Алёши в его «Братьях Карамазовых». И популярность Вознесенской в лучах славы мужа постепенно начала меркнуть. Что, впрочем, никак не испортило их брак.
Рассказывают, что именно Вознесенская всячески поддержала мужа, когда накануне 70-летия он решил стать писателем. Тогда, в 2007-м, вышел его детективный роман «Сивый Мерин» (героя зовут Сева Мерин, он молодой сотрудник угрозыска); сейчас перу Мягкова принадлежат уже три книги о его приключениях, по ним снят сериал.
Кстати
Мягков целовал Брыльскую только из чувства служебного долга.
Андрей Мягков не любил давать интервью и последние лет десять практически не общался с журналистами. Что, впрочем, не мешало нам самим любить актёра, который обладал даром из роли маленького человека создать целую вселенную.
Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги» вспоминает:
«…Как говорится, «Бог троицу любит». Наша третья встреча с Мягковым произошла в работе над «Гаражом». Здесь мы уже совсем не приукрашивали героя. Во-первых, мы лишили его голоса. Роль, по сути, немая. Лишь в конце мягковский Хвостов просипит несколько фраз. А лишив артиста голоса, я отнял у Мягкова одно из его самых сильных средств выразительности. Я сразу как бы поставил артиста в условия менее выгодные, чем у других исполнителей. Кроме того, мы совсем не боролись за «красоту» и обнародовали раннюю лысину Мягкова, нанеся этим, как я догадываюсь, жуткую травму многим поклонницам Андрея Васильевича. Фильм был по стилистике жёстким, сатирическим. И артист отлично понимал, что любое украшательство, в том числе и собственное, здесь неуместно. Мягков, как мне думается, гармонично вписался в очень сильный актёрский ансамбль. Конечно, чего греха таить, в том, что роль жертвы, персонажа, несправедливо обиженного правлением кооператива, была поручена завоевавшему зрительское признание Андрею Мягкову, присутствовал некий элемент режиссерской спекуляции. Мне было необходимо сразу же вызвать у зрителя симпатию, сочувствие, жалость к этому обездоленному человеку. Я рассчитывал, что предыдущие роли бросят некий отсвет и на новую работу артиста. Тем более, что Хвостов сам ничего не мог о себе сказать. Я очень доволен, как Андрей Васильевич сыграл эту, пожалуй, самую невыгодную в фильме роль. И только благодаря мягковской натуральности, серьёзности, обаянию безголосый Хвостов занимает достойное место в рядах борцов за справедливость, возглавляя вместе с героиней Ахеджаковой поход во имя честности и порядочности.
Мягкову, как человеку жадному до созидания, мало только актёрского труда. Перейдя после «Иронии судьбы» к Ефремову во МХАТ, заняв там сразу же ведущее положение, он начал ещё и преподавать в той самой Школе-студии, которую некогда окончил. И, надо сказать, ему есть чему научить новых мхатовских наследников.
А «хобби» у Мягкова тоже творческое и очень нестандартное. Несколько лет назад он вдруг купил холсты, масляные краски и неожиданно для всех занялся портретной живописью. Я видел его портреты. Они совсем не вяжутся с нашим представлением о Мягкове. Его живописная манера резка, моделям своим художник отнюдь не льстит. На его холстах люди выглядят, скорее, неприятными, приближенными к недоброй карикатуре. Художник Мягков не щадит даже самых близких людей. Причём живописные работы артиста, несомненно, несут на себе отпечаток его общей одарённости.
Была у меня с Андреем Васильевичем ещё одна встреча, когда он играл Карандышева в «Жестоком романсе». Не буду здесь говорить о творческих задачах и об исполнении артистом этой классической роли – подробно о работе над экранизацией «Бесприданницы» рассказывается в главе «Послесловие к фильму». А сейчас я хочу поделиться страшным воспоминанием. Это случилось 20 сентября 1983 года. В этот день мы снимали кадр, как возбуждённый Карандышев подбегает к лодочнику, нанимает лодку и отправляется на «Ласточку», куда компания кутил-богачей увезла его невесту.
И когда он отгребает от берега, мимо его лодки, чтобы подчеркнуть время действия, эпоху, проплывает колесный буксир «Самара». В общем, кадр не очень сложный. Снимали его вечером. Место для съёмки было выбрано эффектное – около красавца Ипатьевского монастыря. Сняли первый дубль. Но не очень удачно. Кадр получился невыразительный, потому что буксир прошлепал своими колесами довольно далеко от лодки. Мягкову было сказано, чтобы в следующем дубле он грёб поближе к буксиру, а капитану тоже дали указание не отдаляться от лодки с актёром. Началась съёмка второго дубля. Мягков прыгнул в лодку и яростно грёб от берега. Он сидел спиной к буксиру и не видел, не ожидал, не мог себе даже представить того, что произойдет через мгновение. Мы, стоящие на берегу, вдруг замерли в предчувствии ужасной катастрофы.
Никто не подозревал, что огромные, трёхметровые в длину, чугунные лопасти пароходного колеса образуют недалеко от себя сильное течение, нечто вроде водяного смерча-воронки, и что этот водяной вихрь неумолимо засасывает под пароход всё. Буквально в течение двух секунд лодка с Андреем Мягковым исчезла под лопастями колеса, была погребена в волжской пучине. Капитан на мостике скомандовал «стоп-машина», но было уже поздно. Лопасти по инерции ещё били по воде – правда, всё медленнее и медленнее. И, наконец, остановились. Повторяю, лопасти были чугунные и каждая весила несколько сот килограммов. На поверхности воды никого и ничего не было. Мы застыли в шоке. И только киноаппарат, который забыли выключить, продолжал бесстрастно фиксировать это страшное событие. Наконец, через несколько секунд (минут, часов?), всплыли на поверхность раздробленные доски – то, что осталось от лодки. И стало окончательно ясно, что Андрей погиб. Прошло ещё некоторое время. Оцепеневшие от ужаса люди застыли. Жуткая пауза повисла над Волгой. И вдруг из глубины всплыл Андрей. Он отфыркался и поплыл к берегу. Это было невероятно! Это было истинное чудо! Мы засуетились, забегали, кто-то бросился в другую лодку и погрёб навстречу артисту, но Мягков сам успел подплыть к месту, где стояла кинокамера. Его вытащили на причал. Он дрожал от холода – дело происходило осенью, вода в Волге была градусов восемь-десять. На нём не было ни царапины. Андрей позже говорил, что его спас Бог. Ибо перед съёмкой он около двух часов гулял по Ипатьевскому монастырю, заходил в собор и мыслями находился наедине с Господом. Мокрого, окоченевшего Андрея быстро переправили на «Самару» – там был горячий душ. Надо отметить и комедийную деталь, которая вспомнилась позже. Когда голова Андрея появилась из водоворота, какой-то мальчик на берегу вдруг закричал:
— Смотри, а дядя-то стал лысый!
Где-то там, в глубине, вода смыла с головы Мягкова парик…
Несмотря на то, что весь этот кошмар кончился благополучно, меня продолжал колотить озноб. Он не проходил весь вечер. Признаюсь, мы крепко выпили в честь чудесного спасения Андрея Васильевича, но стресс был таков, что алкоголь не брал, расслабиться никак не удавалось. А в час ночи Мягкова отвезли на поезд, и он уехал в Москву. На следующий день ему надо было играть спектакль. Так что у Андрея Васильевича теперь два дня рождения – день, когда он появился на свет, и 20 сентября, когда он родился вторично».
Источники:
- 1) https://www.kp.ru/daily/26852.5/3894440/,
- 2) ЛитМир — Электронная Библиотека > Рязанов Эльдар Александрович > Неподведенные итоги > Стр.100 // https://www.litmir.me/br/?b=23685&p=100