Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Чудеса

Как русский монах сфотографировал Богородицу

Как русский монах сфотографировал Богородицу
Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.

3-го сентября — новый церковный праздник

27 июля 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял необычное постановление. Было решено установить празднование в честь одной фотосъёмки, случившейся в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1903 году.

Все дело в том, что эта фотосъёмка оказалась настоящим чудом. А сфотографировать тогда здешнему иноку Гавриилу удалось не кого-нибудь, а Богородицу.

Новый праздник официально называется Воспоминанием явления Светописанного (что буквально означает фотографического) образа Пресвятой Богородицы. А предшествовали этому чуду достаточно драматичные события.

В августе 1903 года русскому монастырю на Афоне запретили раздавать милостыню и еду нуждающимся. Это очень опечалило братию. Ведь такая традиция существовала уже много лет. Русский монастырь к этому времени был самым многочисленным и процветающим на Святой горе. Здесь жили более полутора тысяч монахов, действовали крупные хозяйственные структуры, а из России шли немалые пожертвования.

Накормить сиромахов

Конечно, такая обитель привлекала множество паломников и так называемых сиромахов — странствующих по Афону монахов, живущих рукоделием и подаянием. Обычай кормить таких странников завёл в монастыре ещё Иероним (Соломенцев), знаменитый афонский старец. Его самого к этому времени уже не было в живых, но традиция поддерживалась.

Божия Матерь смиренно принимает кусок хлеба

Однако растущая популярность русского монастыря не всем нравилась. Из Кинота (органа управления «монашеской республикой», состоящего из представителей 20 главных монастырей — преимущественно греков) пришло предписание прекратить раздачу милостыни.

В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подаётся в разуме — людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

Монахи решили подчиниться предписанию, но всё-таки раздать милостыню в последний раз через неделю, а по окончании зачитать собравшимся письмо из Кинота и объявить о том, что традиция прекращается.

И вот 21 августа (3 сентября по новому стилю) у входа в монастырь на пристани, как обычно, собрались сиромахи и паломники. Раздавали череки — особые лепёшки. На раздаче был монах Алипий, и на снимке видно, как он печален. У него с этой традицией была связана своя история. Ещё когда был жив старец Иероним, при раздаче милостыни Алипий не сдержался и грубо обошёлся с одним из сиромахов. Потом он рассказал об этом на исповеди старцу и был отлучён от причастия до тех пор, пока не нашёл обиженного и не помирился с ним. После этого отец Алипий был ещё внимательнее к нуждающимся, а церемония стала для него особенно близка.

«Снимок без обмана»

Видимо, печалился и Гавриил, потому и решил запечатлеть прощальную раздачу хлебов на память. А когда проявил фотографию, поразился. Первой в ряду получавших череки оказалась женская фигура. Ни у кого не было сомнений, что это — Богородица. Не только потому, что никаких женщин на Афоне быть не могло — такова здешняя многовековая строгая традиция, но и потому, что накануне инок Севастиан рассказывал монахам, что один пустынник видел Деву Марию при раздаче череков. И, оказалось, не он один.

Как рассказывал нам на Афоне нынешний духовник обители иеромонах Макарий (Макиенко), в архивах монастыря обнаружены сразу несколько письменных воспоминаний о том, что некоторые подвижники видели наяву Богородицу как раз незадолго до той чудесной фотосъёмки. Они даже хотели обратить на это внимание привратника. Но вот в сам день фотографирования никто из множества присутствовавших не видел никаких женских фигур. Только на проявленном снимке явился образ Богородицы.

Это чудесное явление все восприняли как знак того, что Игумения Афона лично пришла, чтобы защитить нищих. И после этого Русский монастырь продолжил оказывать помощь нуждающимся.

Игуменьей Афона Богородицу называют потому, что, по преданию, именно она указала это место для монашеских поселений, когда застигнутая штормом вместе со спутниками апостолами оказалась однажды здесь. Святая гора считается земным Уделом Богородицы.

Один из афонских поэтов писал о чудесной фотосъёмке так:

Получен снимок без обмана —

Он Святогорцев поразил:

Без всякой лжи или тумана

Он Божью Мать изобразил.

Источник на пристани

В связи с этим событием появилась в Пантелеимоновом монастыре и новая икона — «Образ Божией Матери Светописанный». А место явления Богородицы сейчас особо почитаемо. Здесь, у самой пристани, перед входом в обитель, установлена гранитная плита с воспроизведённым изображением чудесной фотографии. Рядом недавно построена часовня. Здесь же источник, у которого постоянно набирают воду и умываются паломники. По словам отца Макария, зафиксировано много случаев облегчения разных недугов.

В самом монастыре празднование в честь Светописанного образа установили ещё в 2003 году в 100-летнюю годовщину события. Теперь праздник стал общецерковным.

Тропарь Светописанному Образу Богородицы

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, их же собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Текст: Валерий КОНОВАЛОВ. Источник: Газета «Крестовский мост»

https://www.krest-most.ru/glavnaya-tema/kak-russkij-monah-sfotografiroval-bogorodiczu/

P.S. Для Богородицы каждый – ближний. И потому наша земная логика, наши бухгалтерские расчеты – кому «полезна» наша помощь, а кому нет, когда эта помощь «эффективна», а когда нет, – все это совершенно переворачивается логикой Бога и Пречистой, логикой святости. Тем святые и отличаются от нас – своей решимостью постоянно ходить по водам, жить «Божьей логикой», абсолютно абсурдной для этого мира. Мы знаем эти признаки истинной святости – знаем до боли, потому что каждый из нас чувствует, в какой момент он «сошёл с дистанции»: перестал «ходить по водам» или, скорее, так и не сделал первый шаг. И потому, чтобы ободрить нас, Пречистая позволяет нам оказать Ей благодеяние: подать кусочек хлеба. Сделать для кого-то, кто рядом, малое дело любви. Кто знает – быть может, этот «кто-то рядом» окажется Богородицей.

В заключение приведем трогательный рассказ одного из святогорских иноков.

«Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песне уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери “Честнейшую”. В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. “Что же я принесу в дар Царице и Владычице?” – эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же наконец приблизилась моя очередь, то я произнёс со слезами: “Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, что бы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою Честнейшую?” Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел. Окончив пение, я посмотрел на Неё. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: “Как хорошо ты поёшь! Возьми за это монету”. Я проснулся, а в руках у меня был Её подарок».

Источник: Интернет-Портал Православие.ру // https://pravoslavie.ru/81818.html

Храни Вас Бог!

Related posts
ПраздникиЧудеса

Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Чудеса

Образ Пресвятой Богородицы "Целительница"

ПраздникиЧудеса

Казанская икона Божией Матери

Чудеса

Современные чудеса по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского (часть вторая)