Владимир Путин, посмотрев в юности фильм «Щит и меч», решил, что когда вырастет, станет разведчиком
В 1968 году на экраны нашей страны вышел четырёхсерийный художественный фильм «Щит и меч» режиссёра Владимира Басова по одноименному роману Вадима Кожевникова «Щит и меч», который стал одним из лидеров советского проката. Картина мгновенно стала популярной среди зрителей и впоследствии интерес к фильму не уменьшался. «Щит и меч» стал не только классикой отечественного кинематографа, но и одним из лучших фильмов, посвященных Великой Отечественной войне в целом и работе советской разведки в частности.
В главной роли снялся блестящий советский и российский актёр Станислав Любшин, исполнивший роль разведчика Александра Белова (он же гауптштурмфюрер СС Йоганн Вайс, он же Петер Краус). В ленте снялись целый ряд других выдающихся мастеров отечественного экрана — Олег Янковский, Алла Демидова, Владимир Басов и др.
Прототипом Йоганна Вайса стал легендарный советский разведчик Александр Святогоров (1913-2008), вдохновивший писателей на целый ряд книг: «Его имя Зорич», «Двойная западня», «Смерть и жизнь рядом». О нём было снято несколько документальных фильмов.
Как рассказывал исполнитель главной роли Станислав Любшин, картина в своё время произвела впечатление на Владимира Путинa, который в т.ч. под её влиянием решил пойти в разведчики: «Мне неловко говорить, но один человек сказал… Владимир Владимирович видел мой фильм и сказал, что картина произвела на него впечатление, и он решил пойти в разведчики» (Как только из книги «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным», написанной в 2000-м году, стало известно, что именно благодаря этому фильму Путин захотел стать разведчиком, «Щит и меч» стал объектом пристальных исследований многих политологов и культуролов – ред).
Интересные факты о фильме «Щит и меч»
В начале 1960-х годов одной из самых актуальных тем было ядерное противостояние США и СССР. В связи с этим писатель и главный редактор журнала «Знамя» Вадим Кожевников начал писать роман о советских разведчиках, работавших в Америке. В ходе работы он обратился к знакомому генералу КГБ, и тот устроил ему встречу с легендарным разведчиком Рудольфом Абелем. Абель почитал первые главы и наотрез отказался не только стать прототипом героя, но и вообще иметь какое-то отношение к роману. Тогда Кожевникову предложили написать другой роман, уже о военных разведчиках. И познакомили с прототипом — разведчиком-диверсантом Александром «Зоричем».
Роман получил название «Щит и меч» — именно так всегда выглядел символ органов госбезопасности. Он был опубликован в 1965 году и пользовался большой популярностью у читателей. А уже через год перед кинематографистами поставили задачу отметить пятидесятилетие внешней разведки, и было решено экранизировать роман Кожевникова. Съёмки поручили Владимиру Басову — он считался одним из самых «быстрых» режиссёров и как раз был не занят.
Басов и Кожевников, которым предстояло ещё написать сценарий, перспективе не очень обрадовались — боялись, что после многочисленных правок получится очередной фильм про героических разведчиков и недогадливых фашистов. В романе же были прописаны очень сильные противники — умные, образованные и опытные немцы из Абвера, которых в советском кино тогда было не принято показывать. Однако, правок не последовало.
На главную роль Басов утвердил Станислава Любшина. Госкино кандидатуру отклонило — там хотели видеть кого-то более мужественного и фактурного, вроде Павла Кадочникова в «Подвиге разведчика». Режиссёр обратился к ветеранам-консультантам, которые подтвердили его мнение, что настоящий разведчик должен выглядеть именно так — неброско и без особых примет. Решающим стало слово консультанта Святогорова, которому Любшин очень понравился.
Интересно, что роль Белова-Вайса стала фактически осуществлением детской мечты Любшина. Он так хотел стать разведчиком, что в начале войны сбежал на фронт. Когда восьмилетнего мальчика поймали и вернули домой — он написал письмо Лаврентию Берии. Буквально через несколько дней его пригласили в НКВД, где мягко посоветовали идти в артисты, а не разведчики…
До последнего искали актёра на роль Генриха Шварцкопфа — уже надо было начинать, а не было даже запасного варианта. Вместе со съёмочной группой Владимир Басов поехал во Львов. В ресторане гостиницы он заметил молодого человека, который внешне идеально подходил на роль молодого арийца. Это был Олег Янковский, который гастролировал с родным Саратовским драмтеатром… Басов был уверен, что это какой-нибудь физик или филолог — даже сказал жене, актрисе Валентине Титовой, что актёров с такими лицами не бывает. Когда выяснилось, что все-таки бывают, Янковского тут же пригласили на пробы. Он получил свою первую роль в кино и сразу после премьеры перешёл в категорию популярных актёров.
Фильм снимался в Калининграде, Польше и ГДР. В Берлине очень кстати затеяли масштабную реконструкцию города и снесли много старых зданий. На развалины тут же слетелись советские и немецкие кинематографисты, которым для работы нужны были полуразрушенные дома, разбитые набережные и вообще атмосфера разрухи. Станислав Любшин вспоминал, как в перерыве они с Янковским в офицерских формах и Альгимантас Масюлис в форме оберфюрера забежали в бар перекусить. И когда они зашли — все посетители бара встали, чтобы поприветствовать генерала… Актёры развернулись и ушли с испорченным настроением.
В фильме «Щит и меч» впервые в советском кино с экрана зазвучали немецкие марши, военные песни и даже государственный гимн ГДР. Основной же темой многосерийного фильма стала песня «С чего начинается Родина», которую специально для съёмок написали Вениамин Баснер и Михаил Матусовский (многих тогдашних партийных идеологов раздражало: как это может, чтобы Родина начиналась с «весенней запевки скворца»? Не с любви к родной коммунистической партии, а «с картинки в твоём букваре»? – ред.)
К юбилею органов госбезопасности закончить фильм не успели. Владимира Басова регулярно вызывали к начальству и кураторам, ругали, угрожали снятием с ленты и выговорами. Но он никак не мог ускорить процесс: во-первых, из-за бюрократических проволочек, а во-вторых, ускорить означало начать халтурить… Планировали выпустить фильм в прокат в декабре 1967 года, а получилось так, что первые две серии вышли в августе 1968, а ещё две уже в сентябре. Успех был грандиозный, и в списке лидеров за всю историю советского кинопроката «Щит и меч» занял восьмое место.
Алла Демидова:
«Я исповедовалась, и на душе стало хорошо»
Алла Демидова — в фильме «Щит и меч» (1968)
Сюжет фильма. В 1940 году советский разведчик Александр Белов получает задание внедриться в немецко-фашистскую элиту под видом немца-репатрианта Иоганна Вайса. Важным шагом к цели становится знакомство с целеустремленной немкой Ангеликой Бюхер (актриса Алла Демидова). Фильм посмотрело более 200 миллионов зрителей, а первая и вторая серии стали лидерами проката 1968 года.
Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России Алла Демидова знакома миллионам зрителей по фильмам Андрея Тарковского и Киры Муратовой. В её фильмографии — культовые «Служили два товарища», «Щит и меч», «Собака Баскервилей» из эпопеи про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Однако больше всего ролей актриса сыграла в театре на Таганке, которому посвятила 30 лет. У многих, наверное, Алла Демидова ассоциируется с понятиями «интеллигентность», «принципиальность», «аристократичность», «стиль», «интеллект», «самодостаточность». А какая она на самом деле?
— Вы, Алла Сергеевна, как мне кажется, в жизни совершенно иной человек.
— Я не могу уверенно сказать, какая я… Но я точно никогда не играла себя ни в кино, ни в театре. У Василия Розанова прочитала, как он однажды восхитился игрой одной актрисы и пошёл к ней за кулисы, чтобы сказать ей комплимент. Но подойдя к ней, вдруг увидел перед собой… пустоту. Вот эта пустота перед началом работы очень важна для актёра, но это понимаешь только с годами. К примеру, Рихтер всегда играл с листа. Не потому, что не мог по-другому, но для того, чтобы не нарушить гармонию с партитурой. И у актёра есть своя «партитура», та, которую расписываешь на репетиции, и чем она плотнее, тем, как говорят, не до чего и не до кого. Не до себя. Некоторым актёрам мешают звонки мобильных телефонов в зале, а по мне, хоть огнём гори — у меня есть «партитура», и я строго слежу за тем, чтобы не нарушить гармонии. Кстати, в кино труднее отходить от себя, здесь важнее типажи, и эти типажи, если они точно подобраны режиссёром, нередко «переигрывают» даже больших, одаренных Богом, актёров.
Кстати, к вопросу о таланте. Один философ описал свой разговор с сыном. Мальчик спросил его: «Папа, а в человеке есть Бог?» — «Есть, сынок». — «А в животных?» — «Есть». — «А в растениях?» — «Да, и в растениях тоже». — «Папа, а есть ли Бог в растениях, которые отражаются в зеркале?» И философ признается: «Я не нашёлся, что ему ответить»… Мне кажется, что роли — это как раз те растения, которые отражаются в зеркале. А есть ли в отражённых растениях (ролях) Бог, это уже зависит от таланта, ибо талант — это дар Божий. Есть талант — ощущается присутствие Божие, нет таланта — нет и этого ощущения.
— Вы выпустили серию книг о творческих людях. Что же заставило актрису Демидову стать писательницей Демидовой, и как живется Вам на этом поле?
— Писать начала случайно, хотя сегодня понимаю, что на самом деле случайности — это лишь звенья в длинной цепи закономерности. После смерти Владимира Высоцкого ни в одной газете мы не смогли дать приличный некролог. Неожиданно мне звонит приятель из «Советской России»: «Шеф ушёл в отпуск, если сможешь за один день написать о Высоцком, я это поставлю в номер! Пиши как можно больше!» Я тут же написала, использовав в работе свои дневниковые записи о нём. Возможно, эта статья стала одной из причин, по которой мне впоследствии заказали книгу о театральных работах Высоцкого (сейчас эта книга «Владимир Высоцкий: каким помню и люблю» переиздана в собрании моих сочинений).
— Вам присуща очень интересная, необычная, на мой взгляд, манера писать. Любите поэзию?
— Вы знаете, любовь к поэзии живет во мне. Сердце переполняется ею, и она ищет выход. Каждое воскресенье по радио «Культура» рассказываю о поэтах и читаю стихи. Мы создали «библейские картины для голоса, хора и органа» под названием «Книга Иова», где я в сопровождении Свято-Никольского хора (из храме свт. Николая в Толмачах, расположенном в Государственной Третьяковской галерее), читаю текст Ветхого Завета.
Кстати, в 1996 году по телевидению шла прямая трансляция из Храма Гроба Господня о схождении Благодатного Огня, и мы с одним из известных священнослужителей комментировали это событие!
— А мне в 1997 году выпала честь привести Святой Огонь в Новосибирск! Мы пришли в Храм Гроба Господня задолго до схождения Благодатного Огня, устроились на балкончике прямо напротив кувуклии. Невозможно описать увиденное. Море огня! Я видел, как загорелись лампады при входе в Гроб Господень, как у женщины «сами собой» вспыхнули свечи, которые она держала в руках. Я держал две пачки свечей и могу засвидетельствовать, что Огонь первые минуты не только не обжигает, но и не опаляет волос. Я водил пламенем по бороде и ничего не произошло. Протоиерей Георгий Патрин, с которым мы вместе были свидетелями чуда схождения Благодатного Огня, всё это снял на видеокамеру.
— Я воспитывалась в старообрядчестве и крестилась всегда двумя перстами. Но однажды мне предложили съездить в Загорск (ныне – г. Сергиев Посад – Ред.) к старцу. Я согласилась. Он мне так просто объяснил мое заблуждение, сказал, что это следствие гордыни. Я исповедовалась, и на душе стало хорошо.
— Алла Сергеевна, в 2007 году в Кремле Вам вручили орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
— На меня большее впечатление произвёл приезд Александра Абдулова, которому тоже вручили награду. Он стоял недалеко от меня, изболевшийся, худой, вместе с женой. Я никогда не сталкивалась с ним ни по работе, ни в жизни, но очень захотелось подойти, как-то приободрить. И я подошла и свой букет цветов отдала его жене. По-моему, он был счастлив. На станции Мочище под Новосибирском есть храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В этом храме находится чудотворная икона Божией Матери «Иверская». Известно множество чудес исцеления тяжело больных людей, в том числе больных раком, перед этой иконой. Одна женщина, которую я лично знаю, страдавшая раком молочной железы последней стадии, осталась на ночь у этой иконы и слёзно просила Богородицу об исцелении. И чудо произошло! Врачи только развели руками. Потом эта женщина много лет работала в нашем соборе — следила за клумбами при храме, украшала иконы цветами. Мы взяли фотографию чудотворной иконы, освятили её в этом храме, и я через Елену Всеволодовну Санаеву попросила передать образ Александру Гавриловичу. Она потом рассказывала, что пыталась это сделать через одного из друзей Абдулова, но тот ответил, что «он (этот друг Абдулова – ред.) в это не верит», и отказался помочь.
— Господь сказал нам: «Я есмь путь и истина и жизнь: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14; 6). Таким образом, путь к Богу, а значит, и ко спасению лежит через христианство. Но следует учесть, что сегодня христианами называют себя многие, в том числе и адепты некоторых тоталитарных сект, которые вообще к христианству не имеют никакого отношения. «Для спасения души все святые хороши»? Однажды примерно такой же вопрос о спасении инославных задали святителю Феофану Затворнику. Он отвечал, что не знает, спасутся ли они, но знает точно, что сам он без Православия не спасется. И я сердечно хочу пожелать Вам, Алла Сергеевна, неиссякаемой Любви Божией, которая Вас и укрепит, и утешит, и сохранит. Спаси Вас Христос!
— Да-да, вера — это тоже дар Божий. Не растерять бы этот дар. Тогда не на что будет опереться в этой жизни.
— Алла Сергеевна, в какие моменты вы сегодня испытываете счастье?
— Вы знаете, это же секунды… Мгновения, в которые твоя вибрация совпадает с какой-то другой или другими вибрациями. Это может случиться в любой момент: например когда читаешь книгу или слушаешь музыку. Или смотришь фильм и радуешься чьей-то хорошей игре. Такие мгновения бывают и наедине с природой. Я сейчас провожу много времени на Икше. Там — и вода за окном, и солнце летнее, и закаты зимние. И вот, любуясь явлениями природы, всё время думаю словами Бориса Пастернака: «О Господи, как совершенны дела твои…» (Б.Пастернак, стихотворение «В больнице» — ред.)
Станислав Любшин
Народный артист РСФСР (1981) Кавалер ордена IV степени «За заслуги перед Отечеством». У каждого из нас — свой Любшин. Для одних — это мужественный разведчик из эпопеи «Щит и меч» (лучший актёр 1968 года по опросу журнала «Советский экран»), для других — прораб Машков из фильма «Кин-дза-дза!», для третьих — Ильин из «Пяти вечеров», которого полжизни прождала из сталинских лагерей героиня Людмилы Гурченко… За этот фильм он становился лучшим актером 1979 года по опросу журнала «Советский экран», а также лауреатом Премии за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Йере (во Франции).
– Я часто вспоминаю свою бабушку. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей и внуков. Ко всем имела свой подход, не тыкала, но вразумляла мягко, с любовью. Простая крестьянка, а какой педагог! О таких говорят: душа-человек. Но что скрывается за этими словами? Служение Богу! Ведь, по сути, это выполнение одной из Его заповедей: «возлюби ближнего твоего как самого себя», которая подобна «первой и наибольшей заповеди»: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37-39). «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». И этими заповедями жила Россия. Все равно кто ты – крестьянин или сановный человек, если ты русский, то душа твоя должна быть расположена к Богу.
Источники: