Отец Алексий (Бортсурманский) был священником села Бортсурманы, Симбирской губернии, Карамышского уезда. Умер он в 1848 году. Над могилой его совершалось столько чудес, что прихожане этого села возбуждали пред Св. Синодом ходатайство о его прославлении и о причислении к лику святых, что и было бы сделано, если бы не революция, опрокинувшая нашу нормальную жизнь. Очевидно, это ходатайство пред Св. Синодом о прославлении отца Алексия (Бортсурманского) и вызвало князя Жевахова на обстоятельное исследование об о. Алексии и натолкнуло на самый факт воскрешения мальчика.
«Умер в приходе отца Алексия мальчик 12-летний. Был этот мальчик при жизни особенный, и благодать Божия почивала на нём. Он точно родился ангелом, так все его и считали за ангела. Куда бы он ни приходил, везде приносил с собою мир. Прибежит он в какую избу, где идет сильная драка или ссора, и стоит, молча, на пороге, и слова ни кому не скажет . . .
Только из лучистых глаз его точно свет небесный так и искрится во все стороны. И как увидят его, так мигом все и стихнут. А как стихнет всё, он и улыбнется, вспорхнет и побежит к другим куда-нибудь. И заметили люди, что неспроста он бегает и не наугад, а является туда, где шли споры, да драки; заметили и то, что стоило мальчику показаться, как водворялся мир. Вот и прозвали его ангелом. Он и точно был похож на ангела. Золотые кудри свисали ему на плечи, глаза были большие синие, как улыбнется, так и засияет. Родители его, простые крестьяне, души в нём не чаяли, да и все в селе страшно любили его, даже больше своих детей: все заботились о нём, и каждый считал его как бы своим сыном. Но вот случилось в селе какое-то большое торжество.
По сему случаю перепились мужики, и пошёл разгул по всему селу, и продолжался он чуть ли не целую неделю, и кончился он, как это часто бывает, всеобщим побоищем. А мальчик в это время тяжело заболел и через несколько дней умер. Когда эта весть разнеслась по селу, тут только протрезвились мужики, и поднялся такой вопль, что хмеля как бы не было. Все винили себя в смерти мальчика и считали её наказанием за свое окаянное непотребство. Бабы выли и причитали, и всё село, окружив избу родителей мальчика, каялось перед Богом за свое прегрешение… А мальчик, точно живой, лежал в гробу, и на устах его светилась улыбка, и была как бы немым укором мужикам. Как посмотрят на него, так и выходят из избы, кто с рыданием, а кто с тяжким вздохом, повесив голову. И целую неделю не хоронили его, пока не показались уже признаки разложения и на руках не появились зеленые пятна… Тогда принесли гробик в церковь и началось отпевание, которое совершал о. Алексий Гневушев. От слёз и рыданий едва мог священник служить, а певчие петь. Только к пяти часам можно было подходить к последнему целованию. Что творилось в церкви – передать невозможно. Каждый обвинял себя в смерти мальчика, а на тех, кто пьянствовал, да дрался – жалко было смотреть.
И вдруг в алтаре всё стихло… Несколько мгновений спустя, священник упал на колени пред престолом с громким воплем:
«Так, Господи, так, но воскреси же отрока сего, ибо Ты всё можешь, Ты наш Господь и Вседержитель… По смирению своему, а не по гордости дерзаю…»
И, как в страшную грозу, за ослепительной молнией раздаётся удар грома, так в ответ на вопль поверженного пред престолом Божиим старца раздался пронзительный крик из церкви…
Оглянувшись, священник увидел, что мальчик сидел в гробу, оглядываясь по сторонам… Как увидел священник, что мальчик сидит в гробу, так он опять упал на колени пред престолом и, тихо плача, стал благодарить Господа. Затем с помощью диакона поднялся и, опираясь на его руку, вышел из алтаря. Что творилось в эту минуту в церкви, передать трудно. Женщины тянулись с плачем к мальчику, чтобы завязать ему глаза. А он даже не отбивался и, молча глядел на них. Только к одной наклонился и сказал тихо: «Не надо…»
А она так на всю церковь и закричала: «Голубочек мой, ангелочек наш, не надо, так и не надо!..» Протиснувшись ко гробу, отец Алексей взял отрока на руки, отнёс в алтарь и, опустившись на колени, посадил его на стул, да так, стоя на коленях, и причастил его. От потрясения он уже не мог стоять на ногах. Велел передать отрока родителям, а сам потребовал поставить на середине церкви стул и сидя отслужил молебен Спасителю и прочитал акафист Божией Матери. На этом же стуле отца Алексея принесли домой и уложили в постель, где он пролежал с неделю. После этого чуда батюшка прожил ещё три года, а отрок шесть лет и умер на девятнадцатом году.
Такова сила молитвы. Таково истинное дерзновение пред Богом православного пастыря. Мир шумит, кричит о своих научных достижениях и крепко закрывает уши, безнадежно глух, когда ему напоминают о силе молитвы, о величайшем её значении пред Богом. Бог – наш Отец и любящему сыну от Него нет отказа – о чем бы сын Его ни попросил…
Источники:
- http://www.zyorna.ru/zerna_mudr/%D1%81%D0%BC/
Умирающего причастил Ангел
Но первое время своего служения отец Алексей (Бортсурманский) не отличался особенной строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Раз как-то ночью приехали его звать к умирающему в соседнюю деревню. Отец Алексей рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лёг спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец, он не выдержал и поехал к нему, но застал крестьянина уже мёртвым, лежащем на лавке, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило отца Алексея, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился. Вернулся домой он уже другим человеком.
С этого дня он всего себя посвятил служению Богу и людям, с этого дня повёл праведную, подвижническую и святую жизнь, которой не изменил до самой кончины. Каждый день он неизменно служил Божественную литургию и, насколько было сил и возможности, придерживался монастырского устава. Келейное правило у него было такое – полуночное: полуночница, двенадцать псалмов избранных, житие святого того дня, из Пролога поучение того дня; утреннее: молитвы утренние, часы, акафист или преподобному Сергию, или великомученице Варваре, или святителю Митрофану; полуденное: четыре кафизмы; вечернее: канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу Хранителю, молитвы на сон грядущим. И при этом он клал поклоны с молитвой Иисусовой. Ночью при всяком пробуждении также клал поклоны. В течение суток — полторы тысячи. Всё время, которое оставалось у него от треб и служб церковных, он принимал приходивших к нему людей.
Нашествие Наполеона
Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.
Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел Ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен.
Сам преподобный Серафим Саровский, ни разу не видев отца Алексея, отзывался о нём так: «Сей человек, своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».
Когда к преподобному приходил кто-либо из тех мест, где жил отец Алексей, он всегда отсылал их обратно, со смирением уверяя, что у них есть свой усердный ходатай и молитвенник пред Богом, священник села Бортсурманы, отец Алексей, который нисколько не ниже его, «убогого Серафима».
Чудесное исцеление
Немало чудесных исцелений совершил святой Алексий. В сороковых годах XIX века в городе Курмыше жили муж с женой Растригины. У них была дочь Татьяна, которая с рождения не владела ногами, они у неё были сухими. Наслышавшись много про святость отца Алексея, родители решили отправиться к нему и попросить его помолиться о ребёнке. Девочке в это время было шесть лет. Несмотря на то, что сам Растригин был человек состоятельный (он торговал красным лесом и держал паром на реке Суре) и мог бы нанять лошадей, жена его из усердия отправилась в Бортсурманы (двадцать пять верст от Курмыша) пешком, неся всю дорогу ребёнка на руках. В Бортсурманы пришли они уже к вечеру. Когда вошли в келью к отцу Алексею, он тут же назвал девочку по имени, хотя видел её первый раз в жизни, положил руку ей на голову, благословил их обеих и помолился с ними. На другое утро опять помолился и помазал больные ноги ребенка маслом из горящей перед образом лампадки. Благословив, он отпустил их, сказав, что будет молиться о них. Когда Растригина со своею дочерью отошла двенадцать верст от Бортсурман, девочка стала просить спустить её на землю. Хорошо знала мать, что дочка не может сама двигаться, и так ей стало горько от её просьбы, что она даже заплакала, но все-таки спустила девочку па землю. К великому удивлению своему, она увидала, что девочка её, слабо шевеля ножками, поползла вперед. Вскоре она опять взяла её на руки, но несколько раз по просьбе её спускала на землю, и каждый раз девочка всё лучше и лучше владела ногами. Когда же они пришли в Курмыш, то девочка, уже совсем твёрдо стоя па ногах, вошла к себе в дом.
Прославление
Перед своей смертью отец Алексий сказал своим прихожанам: «Кто меня будет помнить, того и я не забуду». Умер отец Алексий Гнеушев в 1848 году, но люди продолжали обращаться к нему – уже в своих молитвах. И по-прежнему по молитвам праведника совершались многие чудеса.
Святость отца Алексия была очевидной, прославление его ожидалось на Соборе Русской Церкви в 1918 году, но этому помешала революция. Храм, в котором он служил, был разорён и закрыт, но чудеса и исцеления, происходившие на могиле праведника не только не прекратились, но даже умножились.
Долгожданное причисление к лику святых – канонизация Алексия Бортсурманского, состоялась в 2000 году, на Юбилейном Архиерейском соборе.
Вся жизнь отца Алексия была посвящена Богу и ближним. Все время пребывал он в непрестанной молитве, незлобии и добрых делах. Молился не только днём, но и ночью, молился неустанно и непрерывно, не давая себе покоя телесного, до самой смерти.
Источники:
- http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/100371/svyatoy-pravednyiy-aleksiy-bortsurmanskiy/
4 мая (по нов.ст.) — день памяти Праведного Алексия (Гневушева) Бортсурманского, пресвитера, 17 августа – обретение мощей, 10 сентября (переходящее) — Собор нижегородских святых.
В 2023 году: 11 июня – день Всех святых, 18 июня – Собор всех святых в земле российской просиявших.
Петров пост – с 12 июня по 11 июля (включительно).