Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Известные люди

Ю. Вяземский — о сестре

Режим чтения
⏱️ ≈ 6 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 6 мин.

Ведущий телепрограммы «Умники и умницы» Юрий Вяземский — о своей сестре, актрисе Евгении Симоновой: «У неё всего один недостаток»

Евгения Симонова — в фильме «Обыкновенное чудо»

СПРАВКА № 1: ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ родился 5 июня 1951 года в Ленинграде, в семье известного российского академика, психофизиолога, биофизика и психолога Павла Васильевича Симонова (Станкевича) (СПРАВКА № 2: Павел Васи́льевич Симонов — Лауреат Государственной премии СССР, с 1982 года был директором Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком — секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь»). Юрий Вяземский (продолжение) — автор и ведущий интеллектуальной  телевизионной олимпиады (на 1-м канале ТВ) для старшеклассников «Умницы и умники»; в 1996, 2006, 2014 и 2016 годах телепередача стала обладателем телевизионной награды «ТЭФИ» в номинации «Лучшая программа для детей», в 2002 году — в номинации «Лучшая просветительская программа».

Юрий ВЯЗЕМСКИЙ

Русский писатель, философ, телеведущий, педагог. Заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО. В разной степени владеет пятью языками: английскимфранцузским, шведскимнемецким и испанским.

Кандидат исторических наук, профессор, член Союза писателей России.

Работал в журнале «Международная жизнь». Автор ряда художественных произведений («Шут», «Банда справедливости», «Пушки привезли» и др.), а также научных и научно-популярных работ («Происхождение духовности», «Вооружение Одиссея» и др.).  Автор сценария к советскому художественному фильму «Шут», снятому режиссёром Андреем Эшпаем в 1988 году. Снялся в

эпизоде в художественном фильме «Баламут» (1978) в роли преподавателя английского языка.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2006).

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви.

СПРАВКА № 3Евгения Симонова — актриса театра и кино, народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР сыграла жен двух мировых гениев — Анну Григорьевну Достоевскую и Софию Андреевну Толстую, в её

фильмографии такие известные картины, как «В бой идут одни «старики»»,

«Афоня», «Обыкновенное чудо» и многие другие.

Евгения Симонова — младшая сестра писателя, профессора МГИМО, автора и ведущего программы «Умницы и умники» Юрия Вяземского. Он поделился с читателями самыми яркими историями из их детства.

«Моя любимая сестра — моя единственная сестра, поэтому детских воспоминаний, связанных с ней, у меня чрезвычайно много.

Я очень хорошо помню себя, когда мама сказала: «Юрочка, у тебя скоро будет сестричка». С этого момента начинается моя осознанная жизнь.

   Я очень ждал эту сестричку — мне очень хотелось как можно скорее поиграть с ней. Каково же было мое разочарование, когда вместо сестрички привезли какой-то маленький, едва шевелящийся кулек, совершенно непохожий, по моему тогдашнему мнению, на человека. Папа потом моих новорожденных детей называл «моллюсками». «Юрка, ты моллюска купаешь?» — спрашивал он меня. Так вот и мне тогда привезли какого-то «моллюска» и сказали, что это моя сестра.

Мама мне рассказывала потом, как я с сестрой «познакомился». Когда я впервые увидел, как кормят сестричку, я, картавя, спросил:

— Мама, а зачем она тебе грудь грызет?

Мама мне объяснила, что она кормит Женю.

— Чем? Супом? — спросил я.

— Молоком, — ответила мама.

Тогда последовал еще один вопрос:

— А как ты туда его (молоко) налила?

Павел Васильевич Симонов и Ольга Сергеевна Вяземская – родители

Когда моя сестричка подросла и сделала первые шаги, она сразу поступила в мое распоряжение и должна была участвовать во всех моих воображаемых театральных постановках, операх, играх и других фантазиях. С тех пор Женя, как рабыня Изаура, работала исключительно на меня. Я беспрестанно ставил спектакли или играл на скрипке, а Женя должна была сидеть за столом и изображать, что играет на пианино. Она, бедная, все время работала в театральном режиме.

Когда она иногда говорила: «Юрочка, я в туалет хочу, можно я выйду?», то получала от меня нагоняй, причем физический. «Ну как можно идти в туалет во время спектакля?!» — недоумевал я.

Поэтому сейчас, когда моя сестра, народная артистка, говорит о своих наставниках, вспоминает замечательного Леонида Быкова, прекрасного Марка Захарова, чудесного Георгия Данелия, грандиозного, взявшего ее в свой театр им. Маяковского Андрея Гончарова — и при этом всех их называет учителями! — я недоуменно на нее смотрю и думаю: «Они же все пришли потом, на готовое! Я тебя воспитал! Я из тебя сделал артистку! Ты у меня эту школу прошла мучительно, но продуктивно! И Данелия, и Гончаров, и Быков получили готовый материал от педагога, режиссера, автора, мучителя и вдохновителя — старшего брата!»

Евгения Симонова и Александр Абдулов — в фильме «Обыкновенное чудо»

Мы с сестрой вообще очень хорошая, интересная пара. Мы вместе танцевали — она была удивительной, самой лучшей партнершей. У меня больше никогда таких партнерш не было и, наверное, быть не могло.

Помню, как нас по знакомству повели показывать в школу хореографии — академию при Большом театре. Педагог, посмотрев нас, пришла в полный ужас и обратилась к маме: «Кого вы мне привели? Это же какие-то слонята! У них абсолютно нет данных — ни подъема, ни прыжка, ни шага, ни растяжки!» В общем, танцмейстер была в полнейшем шоке и не понимала, зачем один из народных артистов попросил ее нас посмотреть.

Евгений Леонов, Андрей Миронов, Евгения Симонова – в фильме «Обыкновенное чудо»

От отчаяния мама предложила взглянуть, как мы танцуем. И мы стали перед ней танцевать то, что когда-то придумал я сам. И тут педагог еще больше огорчилась и сказала: «Как же несправедливо устроен мир! У ваших детей нет никаких данных, но какая музыкальность, какая фантазия! Какая изобразительность! А мои ученики — куклы по сравнению с вашими, живыми». Вот такое у нас было художественное детство.

В итоге Женечка всего добилась сама, без протекции. Показательной для меня является ее история поступления в вуз. Женя заканчивала школу, и ей пришло время выбирать, куда идти учиться дальше. Наш папа, академик и талантливый ученый Павел Васильевич Симонов, читал в это время лекции в школе-студии МХАТ. И написал ей рекомендацию. Она отправилась на вступительное испытание, дошла до второго тура, и тут ректор сказал ей: «Ваш папа очень хороший, замечательный ученый, но эта профессия актрисы — не ваша. Не надо вам идти в артистки».

Меня всегда удивляли люди, которые произносили такие слова: «Это не ваша профессия», «У вас не кинематографическая внешность», «С таким

лицом не надо поступать в театральный». Ведь всегда можно сказать: «Вы нам не подошли, мы вас не берем». Но зачем же ставить такие смертельные диагнозы?!

Леонид Куравлёв и Евгения Симонова – в фильме «Афоня»

После этого случая она тайно, никому ничего на сказав, отправилась в Щукинское училище с полной уверенностью, что провалилась в МХАТе только потому, что шла «по блату». И это осталось в ней на всю жизнь: когда за тебя ходатайствуют, ты проваливаешься, а когда все делаешь сама — все получается.

Кадр из фильма «В бой идут одни старики»

Я видел ту программу, с которой она шла на просмотры, и она мне не нравилась. Когда она выступала в Щукинском на пробах, на нее смотрели обреченно. Но тут она попросила разрешения спеть. Юрий Васильевич Катин-Ярцев, который тогда набирал музыкальный курс, захотел ее послушать. Но обычно, когда выступающие девушки предлагают еще и спеть, это рассматривается как жест отчаяния. А тут ей разрешили спеть, и она проявила себя совершенно по-другому: ожила, стала двигаться. Она великолепно исполнила песню «Just you wait» из «Моей прекрасной леди». «Погоди, Генри Хиггинс! Ты будешь раскаиваться, но плакать будет уже поздно!» — спела она на английском. И это стало судьбоносным моментом — она потом действительно всем показала, какая она трудолюбивая и какая талантливая.

Много раз я слышал в ее адрес слова о том, какая Женя интеллигентная. Она правда от всех отличалась своей интеллигентностью и аристократичностью, и, я бы сказал, своей «принцессностью», поддерживая в этом плане высказывание Марка Захарова. Тогда такие качества актрисы ценились. Сейчас нужны другие артисты и артистки — сейчас аристократичность и интеллигентность не в моде. Крутые, хабалистые в моде.

Женечка очень совестливый, очень порядочный, удивительно трудолюбивый человек. Когда она про себя говорит: «У меня талантов мало, я просто все время работаю над собой» — она себя недооценивает. У нее много природных задатков, но главный задаток один — это трудолюбие. Она глубоко погружается во все, чем занимается, — и потому такой результат.

Я очень люблю свою сестру. Причем чем дальше, тем сильнее. Ходить на её премьеры, спектакли для меня всегда было мучительно и страшно. Я довольно смелый парень, потому что воспитывался на сцене — меня учили в профессиональной школе при консерватории, так что страха сцены нет с детства. А вот когда сестра играет, я всегда жутко волнуюсь, но какую радость мне доставляет её игра!

Однажды сестра изменила мою судьбу. Когда Женя поступила в Щукинское училище, к нам в гости стали приходить ее однокурсники, очень интересные и талантливые ребята. Это оказало «обратное» влияние на меня: я вспомнил, что всю жизнь был артистом, но почему-то пошел в МГИМО. Решив что-то доказать себе, я решил поступить в Щукинское училище. В этом мне помогла сестра — именно она подготовила мне программу, была моим режиссером. Проучившись там полгода в качестве вольного слушателя, быстро понял, что я никакой не артист и был вынужден уйти из «Щуки».

Тогда жизнь без творчества, игры мне показалась жутко тоскливой. От этой тоски и скуки я написал свой первый более-менее профессиональный рассказ. Благодаря сестре поступил в Щукинское, благодаря сестре стал и писателем. Так же, как я считаю, что благодаря мне она стала артисткой.

У нее есть всего один недостаток: я давно работаю над тем, чтобы её воцерковить. Пока не очень получается. Но я уже победил ее атеизм: объяснил ей, что настоящая артистка не может быть атеисткой. Мы продвинулись немного выше по шкале в признании того, что жизнь наша бессмысленна, если не верить в Бога. Она пока сомневающаяся — если человек не сомневается по крупным вопросам, ему в искусстве делать нечего: и актера из него не получится, и другие творческие профессии для него будут пустопорожними.

Евгения Симонова и Юрий Вяземский — в роли преподавателей английского языка в фильме «Баламут»

Одного мне надо от жизни, чтобы Женечка сказала: «Я верующая». Так что обращаюсь к своей сестре, повторяя слова Христа, адресованные апостолу Фоме: «Не будь неверующим, но верующим».

Источники:

  1. https://foma.ru/u-nee-est-vsego-odin-nedostatok-jurij-vjazemskij-o-svoej-sestre-evgenii-simonovoj.html
  2. http://pravdasevera.ru/society/-c5yrdmwj
  3. https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/257963/
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вяземский,_Юрий_Павлович

МАКС ПЛАНК

В 1918 году Макс Планк (1858-1947) был удостоен Нобелевской премии по физике. Макс Планк повсеместно признан отцом современной физики. Им сформулирована одна из важнейших физических теорий XX столетия — квантовая теория. Основатель квантовой механики.

«Невозможно противопоставить религию и науку, поскольку они дополняют друг друга. Наверное, каждый серьезный и мыслящий человек осознает, что необходимо признавать и развивать религиозный элемент его природы, дабы все силы человеческой души слились в совершенной гармонии. Не случайно величайшие мыслители всех времен были людьми глубоко религиозными».

Храни Вас Бог!

Читайте также
Известные люди

Ольга Кормухина

Известные люди

Петр Мамонов

Известные люди

Елена Драпеко

Известные люди

Сергей Николаевич Андрияка. Светоносный, лучезарный, потрясающий, открытый, душевный, человечный