Известные люди

Как Горбачёв даровал свободу вероисповеданий или второе «Крещение Руси»

30 августа 2022 г. после тяжелой продолжительной болезни скончался последний Генеральный секретарь ЦК КПСС и первый, и последний президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв (2.03.1931 — 30.08.2022). Политику был 91 год.

Юбилейные торжества

   34 года назад — 5 июня 1988 года, с литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы (расположенном у станции метро Бауманская) началось торжественное празднование 1000-летия крещения Руси. Сами торжества проходили в СССР с апреля по июнь 1988 года.
Такого размаха не ожидал никто. Впервые за все годы советской власти религиозный праздник отмечали с помпой и на государственном уровне. Эти торжества для многих ознаменовали собой неоспоримое желание Михаила Горбачева сделать более либеральной жизнь на одной шестой части суши. Из разряда «опиума для народа» религия переходила в ранг одного из элементов советского быта.
В начале празднований 29 апреля Михаил Горбачев принял в Кремле Патриарха Пимена и членов Священного Синода, но не так, как в 1943 году Сталин устроил тайный прием верховенства РПЦ — Патриарх и генеральный секретарь, улыбаясь, жали друг другу руки перед объективами многочисленных журналистов. Даже «Правда» посвятила этой знаковой встрече большую статью с фотографией.
«Наша встреча происходит в преддверии 1000-летия введения христианства на Руси, — сказал М.С. Горбачев, — которое получило не только религиозное, но и общественно-политическое звучание, ибо это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности». Горбачев говорил о трагических ошибках периода культа личности, затронувших и религиозные организации, и об исправлении этих ошибок при разработке закона о свободе совести».

(Подробности о встрече: https://ed-glezin.livejournal.com/999722.html )

   Накануне торжеств Церкви были переданы Введенская Оптина пустынь (г. Козельск, Калужской области) и Толгский монастырь (г. Ярославль), возвращены часть построек Киево-Печерской лавры (г. Киев). Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.
Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июня 1988 года в Загорске и Москве.
6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского. На соборе также обсуждались многие актуальные вопросы церковной жизни.
12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

   Раиса Максимовна Горбачева — на торжественном вечере в честь 1000-летия крещения Руси в Большом театре.

Празднование Тысячелетия Крещения Руси увенчалось успехом. Непредвиденно для публичного благотворительных целей, был предоставлен Большой театр, были приняты иностранные гости у главы Совета Министров Н.И. Рыжкова — пока продолжались празднования, программа постоянно разрасталась. И неустанно эти мероприятия обширно, в пределах всего СССР, были освещены на телевидении. Горбачев не участвовал в этих сюжетах, но его супруга — Раиса Максимовна Горбачева была частой гостьей всех нелитургических мероприятий и все время была в центре внимания СМИ.

Изменение отношения власти к Церкви

Именно с 1988 г. начинается смена приоритетов религиозной политики, переход Советского государства к признанию религиозных прав граждан и лояльному отношению к Церкви. Итогом этого периода стало принятие осенью 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», после чего в стране сложилась принципиально новая система государственно-церковных отношений.

Церковь получила должную правовую основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица. По ст. 13 Закона впервые с 1918 г. права юридических лиц были утверждены за отдельными приходами и церковными учреждениями, в том числе и за Патриархией. Согласно ст. 18, религиозные организации признавались собственниками зданий, предметов культа, объектов производственного, социального и благотворительного назначения, денежных средств и иного имущества, необходимого для осуществления их деятельности. Ст. 6 открывала юридическую возможность для религиозного воспитания детей. Религиозные организации получили право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью, учреждать благотворительные и социальные заведения, беспрепятственно публиковать и распространять религиозную литературу, направлять граждан за границу для паломничества, обучения и участия в религиозных мероприятиях.   Церковь вышла из «подполья». РПЦ в массовом порядке начали возвращать храмы и монастыри. Не зря Патриарх Алексий II назвал годы правления Горбачева «вторым крещением Руси».
Духовная жизнь страны сбросила с себя оковы государственного атеизма.
Источники:  1) 1000-летие крещения Руси. 1988. Фрагмент передачи «Старая квартира»:
Источник: https://vk.com/video8382163_165811978 2) Божественная Литургия в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Праздничное богослужение, посвященное 1000-летию Крещения Руси, 5 июня 1988 года. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=lG0EKQCAuv0

Если за первые 5 месяцев 1988 г. было зарегистрировано 60 новых приходов РПЦ, в оставшиеся месяцы года Церкви возвратили более 1 тыс. храмов. В 1990 г. в РПЦ было уже 10 110 приходов (в 1985 — 6806).

Воспоминания очевидцев празднования

Лев Кудрявцев, писатель — киевовед:

— Для меня торжества в честь 1000-летия Крещения Руси начались утром 15 июня 1988 г., когда, по приглашению и пропуску, полученным на работе после долгих уговоров и обещания отработать затраченное время, я с сослуживцем отправился к Владимирскому кафедральному собору (в г. Киеве – прим.ред.) на бульвар Тараса Шевченко.

За оградой на внутренней территории храма и снаружи её скопились десятки тысяч людей. Во всех проходах и со стороны центрального входа в два ряда стояла милиция и солидные мужчины в темных костюмах. Чтобы попасть внутрь Владимирского собора, многие люди, как рассказывали, пришли сюда еще в 3 часа ночи. Все пространство у собора со стороны улиц Леонтовича и Ивана Франко было сплошь заполнено людьми… И вот из храма под звон колоколов начали выходить церковные иерархи, облаченные в золотые архиерейские ризы, в сопровождении священников, монахов и прихожан. На моих глазах начался торжественный крестный ход.
На следующий день, 16 июня 1988 г., праздничные мероприятия с 9 часов утра проходили на площади у Аннозачатьевского храма Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. От входа на территорию Лавры и до Дальних пещер стояло шесть, а то и семь кордонов милиции. Верующие заполнили территорию, прилегающую к храму — на площадке, на ступеньках лестницы, ведущей к храму Рождества Богородицы и древнему монастырскому некрополю. Корреспонденты и фоторепортеры делали съемки с крыш.
Накануне, на небольшой площадке перед храмом был оборудован навес с покрытым коврами настилом и скамьями. В центре установили престол. Вскоре вся Лавра наполнилась призывным и гулким перезвоном колоколов Великой колокольни. Божественная литургия длилась около двух часов. Когда запели “Отче наш”, то присутствующие среди почетных гостей римские кардиналы поднялись со скамеек. После богослужения все поздравляли друг друга с великим праздником.
На следующий день состоялся крестный ход на Владимирскую горку, к памятнику Крестителю Руси. А начавшийся ливень был принят как второе крещение в древнем Киеве.

Дмитий Гуденизраэль:

— Я прекрасно это помню. В преддверии указанной даты в советских СМИ всячески старались преуменьшить значимость или поставить под сомнение сам факт этого события. Либо писали, что точная дата неизвестна. Но вот — я собственными ушами это слышал — в одном из выступлений Горбачёв сказал: «Приближается знаменательная дата — тысячелетие крещения Руси». И тут же советские СМИ, привычно «изогнувшись вместе с литией партии», сменили тон. И также изменилась общая политика в отношении религиозных организаций и общин. Прекратилось преследование тех, кто ему подвергался (например, пятидесятники), а те, которые и до того официально существовали — не только христианские — получили свободу отправления богослужения и для них открылся доступ к аудитории.

Игумен Лонгин (Чернуха), председатель Синодального отдела “Миссия Духовное просвещение”:

— 1000-летие, хотя и смутно, но все же представлялось грандиозной эпохальной датой, какой-то свежей струей в обществе, где мало кто знал историю своего Отечества в контексте жизни Православной Церкви. Мне тогда было 16 лет. К этому времени мое мировоззрение сформировалось на атеистических штампах и я, конечно же, не мог переживать во всей полноте радость этого празднования. Но в воздухе будто витало ощущение чего-то важного и в то же время неизвестного, предчувствие открытия чего-то нового… В связи с этим также вспоминается два случая, которые, наверное, иллюстрируют, как быстро менялось тогда общество. В январе 1988 года я был студентом-первокурсником. Помню, как нашей группе сообщили об исключении четверокурсницы за то, что, выходя замуж, она обвенчалась. Признаюсь, мы были перепуганы. А в мае того же года у нас проводили анкетирование. В одном из пунктов спрашивалось, какой знаменательный юбилей празднует страна в этом году? Через день куратор нашей группы, перепуганная, вбежала в класс со словами: “Что вы со мной делаете?!”. Оказывается, что в ответе все написали “1000-летие Крещения Руси”, и никто не написал “70-летие комсомола”. Правда, никто не пострадал. Читать полностью:  «http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=4730:2013-05-16-15-36- 37&catid=77:2011-08-30-13-38-08&Itemid=6

Празднование тысячелетия крещения Руси стало для СССР началом конца — марксистско-ленинская идеология уступила перед христианством и дальнейшей либерализацией советской жизни, — пишет Дмитрий Громов в рубрике «Архив» № 4 журнала «Корреспондент» от 3 февраля 2012 года.
16 июня 1988 года в Киеве шёл проливной дождь. Несколько тысяч человек, собравшихся вокруг памятника князю Владимиру, который в 998 году обратил Киевскую Русь в христианство, раскрыли зонтики, но радовались непогоде так, будто на них снизошла манна небесная. И недаром.
«Говорили, это второе крещение Руси!» — вспоминали о том дне участники событий.

Летом 1988-го в столице советской Украины впервые за 70 лет коммунизма с помпой и государственным размахом отмечали религиозный праздник, а именно – тысячелетие крещения Руси. «Крестный» дождь, торжественный молебен и колокольный звон столичных храмов для Украины, а также России и Беларуси действительно был знаковым. После юбилея, который праздновался также в Москве, Минске и Ленинграде, СССР фактически признал, что является частью великой христианской цивилизации.
В стране безбожников такое празднество казалось почти невозможным. Однако, … отмечать тысячелетие собирались все зарубежные митрополии православной и греко-католической церквей, и проигнорировать это событие СССР не мог. Иначе Кремль продемонстрировал бы всему миру, что в Советском Союзе нет свободы совести.   К тому же на закате брежневской эпохи советская власть стала более лояльной по отношению к церкви, выполнявшей роль миротворца в отношениях с капиталистическим миром. «Церкви доверяли на Западе, а партии и советскому правительству не доверяли».
Все эти факторы и сделали возможными «повторное крещение Руси».

   М. Горбачев, министр иностранных дел А.Громыко и патриарх Пимен

Христос воскрес!

   В 1987-м в Москве произошла ключевая встреча: генсек СССР Михаил Горбачев принял у себя патриарха всея Руси Пимена. «Православные иерархи на протяжении многих лет просили этой встречи», — напоминает Константин Харчев, в 1984-1989 годах – председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР.
Последний раз глава советского государства встречался с церковниками более 40 лет назад — в 1943-м. В самый разгар Второй мировой Иосиф Сталин пошел на сближение с церковью, чтобы укрепить дух советского народа. Поэтому в те годы не велась антирелигиозная пропаганда, из тюрем выпустили многих священников, возобновились богослужения в храмах.
В самый разгар Второй мировой Иосиф Сталин пошел на сближение с церковью, чтобы укрепить дух советского народа.
Нынешняя же встреча ознаменовала собой желание власти сделать более либеральной жизнь (от слова liberal (англ.), значит: свободнойй – прим. ред.) на одной шестой части суши. Её итогом стало историческое решение – из разряда «опиума для народа» религия переходила в ранг одного из элементов советского быта.
Изменения были зримыми. Власти стали передавать церкви культовые сооружения, а в дни Пасхи на улицах появились растяжки с надписью «Христос воскрес!». «В светских изданиях стали писать слово «Бог» с большой буквы», — вспоминает Харчев.
Главным же следствием беседы патриарха и генсека стало решение отпраздновать дату «воцерквления» славянских земель Союза…

   Андрей Ковалёв:

В 1988 году стали видны результаты многолетней работы, ведущейся задолго до этого. Уже вовсю шла работа над законом о религиозной свободе. Уже было принято решение политбюро о публикации Библии массовым тиражом. (До этого её хранение было преступлением, она могла быть только в культовых заведениях).

Источник: https://ed-glezin.livejournal.com/836233.html

Шрихи к портрету М. Горбачева.

Горбачев подарил священнику свой отчий дом

И 30 тысяч рублей — на купола для новой церкви

Таким заголовком назвала одну из своих статей КП в 2005 году.

«Раньше, — сообщалось в статье, — за родным домом Горбачева присматривал КГБ, а теперь – церковь.

Михаил Горбачев приехал в родное село Привольное Ставропольског края, чтобы помочь фермерам наладить сотрудничество с американцами. Заодно посетил отчий дом, в котором вырос.

— Дом пустует. Мы уже и музей предлагали сделать, — говорит замглавы района Анатолий Стерлев. — Но Михаил Сергеевич всё отказывался.

В 1997 году экс-певец «Ласкового мая» Андрей Разин со скандалом тоже пытался выкупить «хоромы» Горбачева. Не вышло.

— Раньше за ним присматривал КГБ, — вспоминает Анатолий Стерлев. — А после распада СССР — соседи. Сельчане не решались купить «поместье» земляка. Да таких денег ни у кого и нет — 500 тысяч рублей.

Посоветовался Горбачев с земляками и решил подарить родительский дом местному церковному приходу. Да еще 30 тысяч на купола для новой церкви дал. А в доме поселится священник с семьей. До сих пор он ютился в небольшой комнатушке».

Источник: https://www.kp.ru/daily/23560.4/43155/

А это отрывок из интервью, которое Горбачев дал «КП» в 2006 году:

« — Вы в Бога не начали верить?

— У нас вся семья была верующая. Меня крестили еще в детстве. И хотя отец и дед были коммунистами, у них в красном углу стояла икона и висела лампадка. А рядом на столе — портреты Ленина и Маркса. Так в нашей семье был достигнут паритет между идеологией и верой. Сам я в церковь не хожу. И считаю ханжеством, когда люди стоят со свечками напоказ. Перед телекамерами. Но во время перестройки я как-то собрал иерархов всех конфессий Советского Союза в зале Политбюро, и мы родили закон о свободе совести и вероисповедания. Ему, между прочим, до сих пор нет аналогов в мире».

Источник: https://tvcenter.ru/politic/kak-gorbachyov-otnosilsya-k-spetsialnoy-operatsii/

https://forumpln.ru/forum/458736.html

Эволюция?.. В 2011 году М. Горбачев в передаче «Познер» назвал себя атеистом, но в последние годы жизни пришел к вере

Первый президент СССР Михаил Горбачев дал возможность христианам разных конфессий в стране свободно исповедовать свою веру, в поздний период жизни он сам стал верующим, рассказал РИА «Новости» член Общественной палаты РФ Сергей Ряховский (31 авг. 2022 г.).

.»Многие его идеи были чрезвычайно насущными для общества: стремление созидать мир, сделать страну более открытой, решить проблему тотального дефицита и главное, за что его ценили христиане всех конфессий, – он дал людям возможность свободно верить в Бога. <…> Я был хорошо знаком с Михаилом Сергеевичем, не раз с ним встречался. У меня нет сомнений в искренности его стремлений к лучшему, в том, что он искренне верил в Бога в поздний период своей жизни», — сказал Ряховский.

Сергей Ряховский также призвал ценить и помнить, что Горбачев принес стране «немало доброго».

Источник: https://ria.ru/20220831/gorbachev-1813403042.html

Читайте также
Известные люди

Стас Михайлов

Известные люди

Александр Малинин: «К этому я шёл постепенно…»

Известные люди

Голливудский актёр Кэри-Хироюки Тагава: «Глубины, которую я нашёл в православной вере, нет больше нигде»

Известные люди

Лукашенко назвал засуху в Европе Божьей карой