Мы умираем, и наши последние слова непредсказуемы. Большинство людей хотят умереть красиво. Но смерть чаще всего неприглядна, мучительна, томительна, и нашими последними словами могут стать «Как всё надоело!» А если смерть внезапна, то человек успеет выкрикнуть: «Валидол!» или «Врача!»
Ежедневно в мир иной уходят тысячи и тысячи, и лишь о единицах кто-то напишет: «Он произнёс то-то и то-то, и это были его последние слова». Конечно, это пишут о людях знаменитых, внесших какой-то вклад в историю человечества. И последние слова любят потом обдумывать, искать в них глубинный смысл. Хотя, чаще всего этого смысла вовсе может и не быть.
Случаи, когда умирающий говорил не на родном своём языке, не так редки. Мы знаем два знаменитых примера из нашей отечественной истории. Антон Павлович Чехов перед тем, как уйти в лучший мир, попросил шампанского, вкусил его, счастливо произнёс: «Давненько я не пил шампанского». Потом он лёг и промолвил по-немецки: «Ich sterbe» — «Я умираю». Он скончался как истинный врач, констатирующий факт смерти своего пациента, коим в данном случае был он сам. И как истинный реалист, никоим образом не стремящийся приукрасить факт, о коем он несет весть миру.
Великий Пушкин, умирая, собрал вокруг себя друзей, которые жадно ловили каждое его слово, каждый порыв, каждый стон. Он просил пистолет, чтобы пулей оборвать муку. Затем он исповедался и причастился, как положено православному христианину. Потом он звал куда-то: «Пойдём же, да вместе!» А последними его словами было сказанное по-французски «Я должен навести порядок в своём доме» — «Il faut que je derange ma maison». Эта мучительная мысль, о том, что в его доме нет порядка, терзала Александра Сергеевича все последние дни жизни. Ради наведения этого порядка он пошел драться на дуэли с Дантесом, дабы защитить честь семьи. С этой мыслью он и оставил своих детей сиротами, жену вдовой, а Россию без Пушкина.
Мучением была смерть для другого великого русского поэта — Фёдора Ивановича Тютчева. Но не от боли терзался он, а совсем от другого.
Человек, проникший в глубины философской поэзии, Тютчев испытывал муку от того, что не может словами передать те чувства, которые рождаются в нём по мере исчезновения из жизни. И он с тоскою восклицал: «Ах, какая мука, когда не можешь найти слова, чтобы передать мысль!» А уже перед самым уходом Фёдор Иванович трепетно произнёс: «Я исчезаю! Исчезаю!»
Долго умирал Достоевский. Зная, что часы его сочтены, он мечтал об одном — в последний миг благословить жену и детей. В своих мемуарах вдова великого писателя пишет, что то и дело, чувствуя приближение главного часа, Фёдор Михайлович хватал её за руку: «Зови детей!» Увы, автора «Преступления и наказания», «Идиота» и «Братьев Карамазовых» свела в могилу привычка к курению. У него на столе стоял прибор для набивания папирос. В пылу работы Достоевский свалил сей прибор со стола, полез его доставать, ему пришлось двигать тяжеленную этажерку с книгами, и он надорвал лёгочную артерию. Это и стало причиной смерти, наступившей через несколько дней. Но он умер достойно, как христианин. Ибо сказано в молитве: «Подаждь, Господи, непостыдной и мирной кончины живота моего!» Непостыдно и мирно, отдав жене и детям последнее благословение, отправился ко Господу один из столпов мировой литературы.
Другой великий русский писатель Иван Александрович Гончаров так же перед смертью успел исповедаться и причаститься. Умирая, он счастливо произнёс: «Сегодня ночью я видел Христа, и Он меня простил…» Такой смерти можно от души позавидовать.
А вот умирает великий русский мыслитель Василий Васильевич Розанов. Совершенно иная ситуация. 1919 год. Россия объята кошмаром революции и гражданской войны. Изголодавшийся писатель, публицист, философ, создавший книги, которыми будут зачитываться потомки, не в состоянии пред смертью думать о вечном, о великом, и бормочет лишь одно: «Хлебушка с маслицем! Сметанки!»
Весьма красноречивы свидетельства о последних словах, сказанных перед смертью русскими императорами. Пётр I перед своей кончиной беспокоился о прокладывании морского пути через Северный Ледовитый океан в Китай и Индию. Потом его стали одолевать сильные боли, и несколько дней он умирал, непрестанно крича.
С необычайным достоинством скончался Николай I, этот могущественный царь, которого неблагодарные потомки помнят лишь как «Николая Палкина». Благородный сын Павла I, он, зная, что дни его сочтены, приобщившись Святых Тайн, доблестно переносил тяжелую боль, а когда к нему подвели сына Александра, император произнёс два последних слова в своей жизни: «Учись умирать». Он не мог знать, что гибель его сына будет ужасна — взорванный террористом Александр II будет привезен в Зимний дворец с оторванными ногами, истекающий кровью и без сознания.
В русской истории только три государя носят прозвище «Великий». Это Иван III, Пётр I и Екатерина II. Александр III создал в конце XIX века могущественное государство. Мощь России была столь крепка, что за годы его правления никто не осмелился воевать с нами. Ему принадлежат крылатые выражения: «Англия и Франция могут подождать, покуда русский государь ловит рыбу» и «У России есть только два союзника в мире — это ея армия и военно-морской флот». Он по праву заслужил то же прозвище, что у Ивана, Петра и Екатерины. Умирая, сей исполин на троне исповедовался, причастился, и последними его словами были слова молитвы святого Иоанна Златоустого: «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь». На время, покуда он читал молитву, силы вернулись к нему, и думали даже, что он выздоровеет. Но как только он прочёл молитву и причастился, тотчас царь онемел, откинулся к подушкам и вскоре испустил дух*.
(*- В чем застану в том и сужу, — говорит Господь. Поэтому считается, что если в последний день умирающий исповедуется и причастится, а в последний миг вспомнит о Боге или осенит себя крестным знамением (как умирали многие святые), — это показатель святой, Богоугодной жизни человека. И за это (за Богоугодную жизнь) ждёт его в вечной жизни высокая награда. А если и будет стараться так уйти, но жил недостойно, то и заберут его душу внезапно, или во сне.
Например, преподобномученица Елизавета Федоровна (великая княгиня, родная сестра последней русской императрицы, супруги Николая II и вдова убитого революционерами-террористами губернатора Москвы, великого князя Сергия Романова (дяди императора Николая II), основательница Марфо-Мариинской обители сестёр милосердия (в конце 20-го века причисленная к лику святых)), перед тем как большевики сбросили её в шахту (18 июля 1918 г.), обратилась к Господу: «Прости их, Господи, не ведают, что творят». Она не призывала на головы убийц проклятие и гнев Божий, отмщение и суд, а по христиански молилась о них и просила Бога их простить и помиловать. Так же молился и Сам Господь Небесному Отцу о Своих палачах перед распятием – прим. ред.).
Текст: Сегень А. Ю. Источник: https://portal-slovo.ru/history/35759.php