СНИЖЕНИЕ ЧИСЛА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ДНИ ТЕЛЕПРЕМЬЕРЫ «СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ» БЫЛО ОФИЦИАЛЬНО ЗАФИКСИРОВАНО В МИЛИЦЕЙСКИХ СВОДКАХ
ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ
28 января 2021 года отошёл ко Господу «великий артист, всенародно любимый актер Василий Семенович Лановой. Его мужественные и благородные герои стали кумирами миллионов зрителей», — написал в своём личном блоге мэр Москвы С. Собянин.
Василий Семенович был настоящим ЧЕЛОВЕКОМ, образцом христианской нравственности, высокой гражданственности и подлинного патриотизма. Его творчество было проповедью добра и любви. Ряды Небесного Бессмертного полка пополнятся еще одной светлой душой.
Даже когда Василий Лановой гулял по Москве с высоко поднятым воротником и в глубоко натянутой на голову кепке – его всё равно узнавали прохожие. По офицерской выправке. Десятки ролей — в исторических и военных фильмах: Иван Варавва – «Офицеры», Вадим Чистяков – «Приступить к ликвидации», Анатоль Курагин – «Война и мир», Карл Вольф – «Семнадцать мгновений весны»… Что не фильм, то — легенда, что не роль, то — событие. И так было почти 60 лет.
Публикуем его архивное интервью.
– Василий Семенович, вы много играли в военных картинах, а какова была ваша война? Ведь вы родились в 1934 году в Москве, значит, вряд ли вас миновала эта чаша…
– Я – мальчишкой — почти четыре года был в оккупации у немцев – с семи до одиннадцати лет, так что я это тоже прошел и понимаю такое определение, как «дети войны». Ещё Карамзин когда-то давно сказал, что дети войны быстрее взрослеют и быстрее видят разницу между правдой и ложью. Это действительно так, и это остается на всю жизнь. Меня часто спрашивают: откуда у вас берутся силы? Я думаю, что — из того времени. И я действительно считаю: будь тогда у нас другое поколение, то неизвестно, что было бы состраной. Вот я возглавил движение «Бессмертный полк», когда несут портреты своих воевавших родственников. Это замечательное движение ради памяти того поколения – святого поколения, – которое отстаивало страну и за ценой не постояло. Это движение уже охватило несколько сотен городов.
– А быть актером вы решили в то непростое время? Или это желание уже сознательного человека, живущего под мирным небом?
– Это началось в 12 лет – с самодеятельности, с драмкружка при заводском Доме культуры. Я тогда жил на окраине столицы, однажды мы с моим другом пошли гулять и наткнулись на афишу «Друзья из Петерсберга» – это оказался спектакль по «Тому Сойеру». Мы посмотрели его, и погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Я стал заниматься при этом кружке.
Достаточно сказать, что там в 12–13 лет мы уже делали чтецкие программы, и я в этом возрасте читал отрывок из «Войны и мира» – выезд Наташи на бал. Наша любительская студия была, конечно, удивительной прививкой литературного вкуса. И это мне всегда по жизни помогало. А еще, надо сказать, что послевоенный период был достаточно сложным и много молодежи на улице превратилось в хулиганов и воров, а нас этот народный театр увёл с улицы, спас нас.
– Если можно, то расскажите подробнее о прививке литературного вкуса…
– Люблю Пушкина, люблю Лермонтова, люблю Серебряный век, обожаю Гумилева, Ахматову, Цветаеву. Для актера — это великая школа.
Когда нет работы в театре или в кино – ну и не надо, я беру этих авторов, читаю, выступаю с сольными концертами, и мой творческий организм всё время находится в форме. Я очень люблю читать, и это останется со мной.
Только классика воспитывает. Только классика!
– Вы еще преподаете в Щукинском театральном училище, заведуете кафедрой художественного слова. Там вы тоже прививаете любовь к классике?
– Я с самого начала заявил: «Ребята, будем обучаться по русской классике». Еще Сергей Федорович Бондарчук мне в свое время рассказывал, что великий Герасимов, занимаясь с ними, говорил: «Только классика воспитывает, только классика!» И они занимались только классикой.
– Про молодых современных актеров не скажешь, что они воспитаны классикой. Да и вообще смотришь на актеров советских и сегодняшних, разница, что называется, — налицо. Даже взгляд у советских артистов другой, более настоящий, глубокий, проникновенный… А как вы считаете, изменился ли русский актер?
– Думаю, что сегодня немного русский актер все-таки изменился. Советский, действительно, был глубже. Не зря же на Западе так ценились наши актеры. Вообще русским артистам свойственно рвать душу, насмерть рвать, но сегодня предпочитают комедию, предпочитают развлекаловку. Серьезных каких-то глобальных философских вещей, на мой взгляд, избегают. Избегают классики.
Мне это обидно, мне жалко, потому что без этого душу актёрскую и человеческую просто не воспитаешь. Не может быть души, если актер не знает Достоевского, не знает Толстого, если он не знает Чехова… Сегодня авангардизм не дает покоя, и под его эгидой, под эгидой развлекаловки подойти к большим глубинам не получается. Повсеместно наблюдается безвкусица.
– Вы поэтому стараетесь все меньше сниматься в кино и не снимаетесь в сериалах – не хотите мараться?
– Да, я в сериалах вообще не снимаюсь. Всё-таки очень жалко, что мы разменяли какие-то дивные традиции советского кинематографа на сегодняшние сериалы, это неправильно. Неправильно!
– Да, вы имеете право так говорить, потому что сыграли в одном из самых великих наших многосерийных фильмов – «Семнадцать мгновений весны»…
– И слава Богу, что родоначальником сериального жанра в России, как мне кажется, оказалась Танечка – Татьяна Михайловна Лиознова (режиссер кинофильма «Семнадцать мгновений весны». – Ред.). Она была невероятным максималистом, у неё был абсолютно мужской характер. И это ведь она придумала и попросила Юлиана Семенова, чтобы он довёл сценарий почти до документального – с указанием часа, мгновения, места… Это всё было ею подсказано. И в результате художественный фильм воспринимается почти как документальный.
– Актриса Екатерина Градова, сыгравшая радистку Кэт, мне рассказывала, что однажды Сорос предложил Татьяне Михайловне три миллиона долларов, чтобы она сняла антироссийский фильм. Лиознова отказалась со словами: «Русские режиссеры не продаются»…
Но вернемся к «Семнадцати мгновениям…». Говорят, режиссеру за вами пришлось побегать, прежде чем вы согласились сыграть обергруппенфюрера СС Карла Вольфа…
– Ой, да, вначале я отказался, говорю: «У меня много съёмок, роли в театре, мне трудно очень», – а Лиознова: «А если я подожду?!» Я понимал, что от неё так легко не отделаешься, поэтому сказал: «Ну… давайте через недельки две поговорим». Через две недели она приезжает прямо в театр и с порога говорит: «Я очень хочу, чтобы вы сыграли эту роль». И она привлекла еще тем, что предложила играть умного и обаятельного противника, а не как до этого в нашем кино: если фашист, то неотесанный дурак. И я счастлив и благодарен, что она вот так добила меня.
– Кстати, Карл Вольф – это же реальный исторический персонаж, и я где-то читал, что он успел посмотреть вашу работу…
– Я как-то иду по улице Горького, а с другой стороны улицы – Юлиан Семенов кричит: «Вася, Вася!» Перебегает дорогу, подбегает ко мне, говорит:
«Я был недавно в Германии, там был приём какой-то, и, представляешь, Вольф появился! Появился твой Вольф! Он стал жутко толстым! Я подошел к нему: “Герр Вольф, смотрели ли вы «Семнадцать мгновений»? “Да, – отвечает он, – смотрел”. – “Ну как, вам понравился актёр, который вас сыграл?“ – “Абсолютно непохож”». А Юлиан ему: «Вы должны быть счастливы, что наш худой Лановой вас сыграл». Тот захохотал. Потом пошел, купил бутылку коньяка и сказал Семенову: «Прошу передать моему исполнителю». (Смеется).
– До мурашек история. И в вашей богатой биографии подобных историй — тысячи. Но скажите честно, а есть ли что-то в вашей жизни, о чем вы сожалеете?
– Мне грешно жалеть о чем-то. Не гневи Бога, что называется. У меня, слава Богу, жизнь сложилась и в театре, и в кино, и в чтении, и в преподавании. Я достаточно востребован. И — это великое счастье. Нет, мне роптать на Бога невозможно.
— Василий Семенович, а что сейчас происходит, на ваш взгляд, с российским кино?
— Ну, потихонечку, потихонечку всё-таки оно поднимается… Во-первых, государство начало вкладывать деньги — заказы ещё не 100-процентные, но все-таки лед тронулся. Появляются, слава Богу, не только сериалы, но и такие картины, как «Звезда» по Казакевичу, «Остров» Лунгина, «12» Михалкова…
Кинематограф обращается уже к серьёзной литературе, возрождается полный метр, увеличивается количество лент. Сегодня, правда, существует один, но стратегический просчет — отсутствие детского кино. Государство не понимает, что тем самым прокладывает серийной чуши и западному ширпотребу путь в сердца молодежи, а значит, мы можем проиграть еще одно поколение.
— Вы много говорили о том, что в нынешнем времени вам не нравится… А что нравится?
— Я, наверное, слишком пожилой для того, чтобы нравилось многое. Разумом понимаю, что приход в Россию капитализма увеличил ассортимент, но, параллельно, количество пользователей этого ассортимента сократилось.
— Здорово как сказали!
— Еще бы (смеется) — я долго над этим думал. Таковы факты, а главное трагическое несчастье, которое несет капитализм, — это, безусловно, уменьшение духовности. Польза, польза, польза! Деньги, деньги, деньги! Руси это было несвойственно, она никогда не была меркантильна, а теперь невольно ловишь себя на мысли: раньше я бы читал, а надо бежать на концерт, ещё на один… До перестройки такого не было: мы жили в заповеднике и о будущем не задумывались. 140 рублей пенсии, — этого же было во! Старики еще откладывали себе на смерть, а сейчас страх перед завтрашним днём во сто крат усилился, и с увеличением потребительства духовность в геометрической прогрессии уменьшается. Не зря американские философы всерьез говорят, что потребительство будет последним гвоздем, вбитым в гроб цивилизации. Они рассчитали, что жить ей осталось лет 500-600.
— Ну, мы с вами этого уже всё равно не увидим…
— Какая разница — всё-таки когда это понимаешь, становится страшновато. Мы же не животные, которым не дано осознать ни себя, ни окружающий мир, ни нашу смертность… Кстати, осознание смертности — самое страшное наказание, которое Господь придумал человечеству за непослушание, и когда ты можешь предположить, что пройдет меньше времени, чем отделяет нас от эпохи Возрождения, и эта прекрасная планета с детьми, потрясающими пейзажами, уникальными возможностями, ласковым морем и извержениями вулканов исчезнет, и понадобятся миллионы лет, чтобы всё возродить… (Задумчиво). Меня это как-то не радует…
Наш мир незаменим — нужно трезво смотреть на реалии. У французского физика Паскаля есть потрясающая мысль: «Все создано Богом: земная твердь, воды и океаны, животный мир. Всё это человеку дано осознать, дано понять самого себя, но ни твердь земная, ни моря, ни животные, ни окружающая красота — ничто рядом с проявлением человеком простейшего милосердия». И действительно, что может быть этих ценностей выше?
Источники:
1) http://www.pravoslavie.ru/107849.html
2) http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s25_62098/4578.html
3) http://www.pravmir.ru
Блез Паскаль (всемирно известный математик и физик, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, автор основного закона гидростатики): «Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё».
ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ УСПЕЛ СКАЗАТЬ ГЛАВНОЕ РОССИИ
Война, кино и патриотизм
Василий Семёнович Лановой родился в Москве в 1934 году в семье украинских крестьян.
Великую Отечественную войну семилетним встретил в селе Стримба у бабушки с дедушкой, куда приехал в гости из Москвы 22 июня 1941 года. С ужасами войны артист знаком не понаслышке. Однажды ради забавы немецкий солдат выпустил две автоматные очереди прямо над головой семилетнего Васи, из-за чего тот потом долгое время заикался.
Став актёром, Василий Лановой создал множество героических образов наших воинов на экране, в том числе исполнив роль Ивана Вараввы в фильме «Офицеры». На протяжении всей жизни актёр делал всё возможное, чтобы подвиг советских людей не был забыт. Он возглавлял Центральный штаб Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк», каждый год участвовал в памятных акциях, посвящённых Великой Отечественной войне. Источник: https://yandex.ru/turbo/nsk.tsargrad.tv/s/special_projects/vasilij-lanovoj-uspel-skazat-glavnoe-rossii-esli-ne-budem-zhjostkimi-nas-bystro-sozhrut_318455
«Эти глаза помню всю жизнь»
Великая Отечественная… Сколько про неё написано, сыграно, рассказано. Но – так и не пережито до конца. Раны, оставленные ею, по-прежнему кровоточат в душах. Вот и для Ланового тема войны была одной из самых острых. Не раздумывая, Лановой согласился участвовать в записи подготовленной «АиФ» «Детской книги войны».
«Всё, что связано с войной, свято для меня, – объяснил он. – Я 3,5 года был в оккупации на Украине. Летом 41-го родители отправили нас, как и каждый год отправляли, отдыхать к бабушке и дедушке под Винницу. Через две недели они должны были приехать… Мы с сёстрами уехали из Москвы 20 июня. 22 июня в 5 утра сошли на станции Абамеликово, а над нами летели сотни самолётов бомбить Одессу… Вот так для меня началась война. Мне было 7 лет…
Мама приехала к нам только в конце мая 1944 г. Я побежал встречать её на станцию. Вижу: два вола тянут арбу. На арбе сверху сидит женщина. Худю-щая! С громадными глазами. И… я пробежал мимо. Не узнал маму! А Дмитрий, хозяин волов, крикнул: «Васылька, це ж мамка твоя! Куды ж побиг?» Я вернулся. Долго смотрел на неё. Она смотрела на меня. Вот эти мамины глаза я помню всю жизнь… И, когда Дмитрий меня поднял и швырнул к ней наверх, мама вцепилась в меня и не отпускала.
Я многие годы несу портреты мамы и папы в «Бессмертном полку». Сколько смогу, столько лет буду идти с ними. Для меня самая большая святыня в жизни – вклад наших родителей в нашу Победу».
Источник: https://aif.ru/culture/person/sidel_v_grimyorke_i_plakal_iz-za_kogo_vasiliy_lanovoy_hotel_vsyo_brosit
В возрасте 87 лет не стало Василия Ланового. Отдавая дань памяти гению Василия Ланового, мы вспоминаем главное, что он успел сказать России.
В интервью «АиФ» В. Лановой просто и понятно объяснил, почему в России важна Победа, в то время как Европа предпочла забыть об ужасах войны.
В Европе журналисты мне в лицо говорили: «Что вы в России со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли». Я у них спросил: «Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?» Молчат. Тогда я продолжил: «Польша была завоёвана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась ровно день. А вся Европа покорилась за три месяца». И освобождать её пришлось нашим солдатам, – напомнил актёр.
Он подчеркнул, что это освобождение далось огромной ценой – миллионами жизней, однако Европа предпочла об этом забыть.
Источник: https://yandex.ru/turbo/nsk.tsargrad.tv/s/special_projects/vasilij-lanovoj-uspel-skazat-glavnoe-rossii-esli-ne-budem-zhjostkimi-nas-bystro-sozhrut_318455
P.S. А ещё недавно Брянские газеты сообщали:
Легендарный актер В. Лановой помогает строить храм
Легендарный актер Василий Лановой снова приехал на Брянщину. 5 ноября он побывал в селе Смотрова Буда Клинцовского района, где идет восстановление храма в честь Святителя Николая Чудотворца.
Строительство церкви началось семь лет назад — в 2013 году. Как сообщили «Клинцы.инфо», Василий Лановой приезжал в Смотрову Буду уже не в первый раз. Он следит за тем, как продвигается стройка. Известный актер проводит благотворительные концерты, средства от которых идут на строительство святыни…
Источники:
1) https://bryansktoday.ru/article/83666
2) https://bryansk.news/2020/06/01/kln_church-2/