Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Чудеса

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть»

Режим чтения
⏱️ ≈ 6 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 6 мин.

По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы…

22 марта (по нов. ст.)

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» — великая святыня Приамурья, своё название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Первое столкновение

Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Ещё многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур — за торжество Православия на Дальнем Востоке.

В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.

Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.

Особое знамение Пресвятой Богородицы

В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принёс с собою благословение возрожденному краю — чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.

Албазин обстраивался. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов китайских феодалов.

«Защита Албазинского острога в 1685-1687 годах», Александр Сучков

В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.

Чудесное заступничество

Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг «наспех, днём и ночью» стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.

«Албазинское сидение»

Прошёл год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина — «Албазинское сидение», занимающее почётное место в истории русской боевой славы. Трижды — в июле, сентябре, октябре — бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.

Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

Проповедь Евангелия в китайской империи

Памятная монета «Триста лет Российской Духовной Миссии в Китае. 1712-2012»

Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить ещё одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды.

Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды — появились первые крещённые китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири, писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.

Новая эпоха освоения Амура

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского, в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и посёлков, также за одно лето 1858 года — более тридцати поселений, среди них три города — Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню.

Покров Божией Матери был простерт над городом…

…Летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Идеей восставших китайских повстанцев, которых иностранцы также называли боксёрами из-за того, что одним из их символов стал сжатый кулак,— освобождение Китая от засилья иностранцев, с которым китайские императоры правящей династии Цин оказались неспособными справиться. Иностранные компании орудовали в Китае как у себя дома, совершенно не считаясь с интересами местного населения.

Благовещенск, 1900 г. https://www.ampravda.ru/2019/07/16/089695.html

Это восстание сразу породило множество невинных жертв. Поскольку восставшие считали иностранцев бесами, а принявших христианство китайцев — исчадиями бесов, ну а китайцев некрещеных, но общавшихся с иностранцами — вторыми исчадиями, все они подлежали поголовному жестокому истреблению. В Пекине 24 июня (11 июля по старому стилю) подвергли жестокой казни 222 православных китайцев, впоследствии объявленных православной церковью святыми мучениками. Погибло много последователей и других конфессий и их духовных учителей, проповедовавших в Китае, и просто иностранных граждан, и даже китайских чиновников, поддержавших их.

И вот китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

5 октября 1916 года иконой «Знамение» был освящен Амурский железнодорожный мост, которым завершалось 25-летнее строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. С 1938 года икона Божией Матери находилась в Амурском областном краеведческом музее, а в 1991 году была возвращена Русской православной церкви и водружена на почетное место в Благовещенском кафедральном соборе.

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит её не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов — «дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския».

Благовещенский кафедральный собор. Фото: https://upload.wikimedia.org/

Исцеление молитвами и верой

Амурчане делятся своими историями чудесных исцелений тех людей, которые молились перед Албазинской иконой Божией Матери.

Одно из них амурчане наблюдали в августе 2013 года, когда было крупнейшее наводнение. Албазинскую икону погрузили в вертолет, чтобы совершить с ней небесный крестный ход. На остановках в Константиновке, Пояркове и Архаре перед святыней служили молебны. Это было 14 августа. Через сутки подъем воды в Амуре остановился, а 19 августа она начала спадать.

У молодой прихожанки Елены долгое время не было детей. Девушка взяла отпуск и целый месяц трудилась в кафедральном соборе — мыла полы, чистила подсвечники и, конечно, молилась у чудотворной Албазинской иконы Божией Матери. Когда вернулась на работу, узнала, что беременна. У нее родился сын. Прошло несколько лет, и они с мужем вновь захотели ребёнка. Елена опять пришла трудиться в Благовещенский храм во славу Божией Матери. Сейчас у неё два сына, здоровые и красивые мальчики.

У амурчанки Людмилы между жизнью и смертью находилась новорожденная дочь. Беременность женщины проходила сложно, поэтому с первых  минут жизни новорожденная девочка попала в  реанимацию. Врачи на вопросы о состоянии ребенка ничего конкретного не говорили. В это же время муж Людмилы, бывший тогда старостой прихода в одном из райцентров, обратился за помощью к владыке, и тот благословил священника отслужить в благовещенском храме молебен перед чудотворной Албазинской иконой Божьей Матери.

Молебен отслужили. Через несколько дней Сергей смог забрать из больницы жену с ребенком. Потом выяснилось, что именно после молебна медсестра принесла его жене малышку на первое кормление. А врач рассказала, что состояние ребёнка улучшилось так быстро и настолько хорошо, что «хоть завтра выписывай из больницы».

Источники:

  • 1) https://days.pravoslavie.ru/Life/life602.htm,
  • 2) https://www.ampravda.ru/2015/12/31/063337.html,
  • 3) https://www.ampravda.ru/2019/07/16/089695.html

Храни Вас Бог!

Читайте также
ПраздникиЧудеса

Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Чудеса

Образ Пресвятой Богородицы "Целительница"

ПраздникиЧудеса

Казанская икона Божией Матери

Чудеса

Современные чудеса по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского (часть вторая)