Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Праздники

Светлое Христово Воскресение

Время на прочтение: около 7 мин.
Время на прочтение: около 7 мин.

Своей силой сын Божий разрушил ад и вывел оттуда всех, кто пожелал пойти за ним. Сатана был повержен. Теперь для всех людей открыт путь к Богу…

16 апреля (по нов. ст.)

.Около двух тысяч лет назад на Святой земле произошло событие, перевернувшее мир, изменившее его навсегда. Воспоминанию о нем посвящен главный православный праздник — Пасха. Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа всегда осознавались главными событиями всего Нового Завета. Если Христос не воскрес, то вера наша бессмысленна — это утверждение апостола Павла является, пожалуй, самым главным основанием, на котором строится всё наследие святых отцов Церкви.

Предательство Иуды

Господь прекрасно знал замыслы своих недоброжелателей, как знал всё, что было, что есть и чему надлежало произойти. За три последних дня проповедей фарисеи окончательно порывают с Иисусом, несмотря на то, что все факты указывают на Его мессианское достоинство. Такой Мессия попросту не нужен был иудейским вождям. Простой народ тоже стал постепенно отходить от галилейского Проповедника. Тот, кому они буквально вчера кричали «осанна», не предпринимал никаких политических действий, а по-прежнему продолжал учить. Многих это разочаровало и оттолкнуло. И эта ситуация стала фоном, на котором разыгралась ещё одна трагедия тех великих дней — предательство Иуды.

В апостольской братии Искариот нёс функцию казначея. Наравне с другими он был избран Самим Спасителем и делил с Ним все тяготы и невзгоды Его земного служения. Однако Иуда был болен страстью сребролюбия.

В среду вечером он пришел к законникам и сказал, что готов выдать им место, где можно беспрепятственно схватить Спасителя. За роль информатора предателю заплатили 30 серебряных шекелей, что в общей сумме равнялось примерно 360 граммам серебра. Таким обычно было вознаграждение за поимку беглого раба. Именно столько стоила в глазах иудейской элиты жизнь Богочеловека.

О мотивах предательства Иуды споры идут до сих пор. Одни толкователи считают его закоренелым сребролюбцем, который во всём видел выгоду. Другие же полагают, что Искариотом двигало желание занять пост министра в будущем царстве Мессии, и он надеялся, будто арест подтолкнет Иисуса к открытому противостоянию с иудейскими и римскими властями. Так или иначе, истинных мотивов бывшего апостола мы не знаем.

Но Иоанн Богослов ясно указал в своем Евангелии, что поступок Иуды был следствием бесовского внушения и через Искариота действовал сам сатана. Конец предателя был ужасен. Узнав, что арест приведет Учителя к неизбежной смерти, он пришел к старейшинам и отказался от своих денег.

Однако было поздно — Христа уже приговорили к смерти.

Ученика-предателя охватило чувство вины, которое росло с каждой минутой. В конечном итоге это привело к самоубийству. Иуда повесился, но, согласно преданию, только с третьего раза — две первые попытки были неудачными. Церковная традиция видит в этих «осечках» стремление Бога остановить апостола, обратить его предательство на покаяние — так же, как это случилось позже с Петром во дворе дома, где проходило судилище над Христом. Пётр ведь тоже отрёкся тогда — но покаялся. Иуда, к сожалению, — нет.

«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи

Тайная вечеря

Настал четверг… Едва солнце коснулось верхушек окрестных холмов, Спаситель попросил двух учеников идти в столицу и сделать необходимые приготовления к приближавшейся Пасхе. Ученики собрались в горнице одного из иерусалимских домов. Перед совершением ритуального потребления хлеба, вина и освященного мяса ягненка Иисус препоясался полотенцем и умыл ноги Своим ученикам, показав тем самым образец смирения.

Исполнив древний пасхальный обряд, Христос взял в Свои руки один из хлебов, преломил его: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26–28).

Так было даровано человечеству величайшее Таинство Причащения, в котором все верующие необъяснимым образом реально соединяются со Христом, вкушая Его Тело и Кровь и становясь членами единого богочеловеческого организма Церкви. Всякий раз за Литургией христиане вместе с апостолами становятся участниками Тайной вечери Спасителя.

Гефсиманский сад

После ужина апостолы вместе с Учителем направились на восточную окраину Иерусалима — через долину Кедрон к Елеонской горе. Здесь, в Гефсиманском саду, на западном склоне Елеона, росли оливковые деревца, сюда не долетали звуки городской суеты и тут можно было уединиться. Христос любил это место, и сейчас Он пришёл сюда, чтобы среди тишины духовно укрепиться перед страданиями.

Попросив учеников подождать Его, Иисус отдалился от них, пал на землю и горячо молился Отцу. В Гефсимании Спаситель переживал такие страшные терзания, сильнее которых были только крестные муки. Будучи Богом, Он не боялся смерти, но как Человек безгрешный не мог не ужаснуться от осознания тяжести того груза, который Ему нужно было понести. Психологическое напряжение было настолько сильным, что со лба Иисуса стал капать кровавый пот. По Своему человеческому естеству Христос не хотел смерти и просил Отца избавить Его от неё. «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42), — такими словами окончил Свое обращение Богочеловек, идущий на смерть ради людей.

«Поцелуй Иуды», Джотто

Суд Синедриона

Тем временем среди деревьев и кустов послышался шум — это пришли солдаты, чтобы арестовать Спасителя. Открывать свое предательство перед другими апостолами Иуда, видимо, не хотел. Он планировал поцеловать Христа, тем самым указав воинам, кого именно им нужно брать, и смешаться с остальными учениками. Но всё произошло иначе — Иисус сразу раскрыл предательство перед всеми и после Иудина приветствия громко произнес: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк 22:48)

После короткой стычки с апостолами солдаты схватили Христа и повели к первосвященнику Каиафе. Суд проходил с нарушением всех юридических норм ветхозаветного Израиля и был, по сути, бесчинным судилищем. Собравшись ночью, старейшины пригласили лжесвидетелей, которые говорили путано и невпопад. При этом любые попытки свидетельствовать в пользу Иисуса решительно пресекались — не были выслушаны даже именитые иудейские учители Иосиф и Никодим, знавшие Христа и бывшие Его тайными учениками. Формальным же поводом для осуждения послужил утвердительный ответ Христа на вопрос первосвященника, является ли Тот Сыном Божьим. Это было нарушением норм — нельзя было выносить решения на основе слов самого обвиняемого.

Но фарисеи спешили. Вот уже несколько десятилетий, как Синедрион не имел права принимать решений об убийстве. Это мог делать лишь представитель римской администрации в должности не ниже префекта или прокуратора. Таковым на момент ареста Спасителя в Иерусалиме являлся Понтий Пилат. К нему на следующее утро и повели осуждённого Христа.

Пилат

Большинство толкователей и историков сходятся во мнении, что в глазах римского чиновника Иисус Назарянин был безобидным бродячим философом, полусумасшедшим сыном плотника, который ходил с горсткой последователей и проповедовал о каком-то царстве.

Против казни выступала жена чиновника — её жалобы на бессонные ночи и головные боли заставили мужа задуматься. Супруга напрямую связывала свои ночные кошмары с будущей казнью и просила Понтия не делать Иисусу ничего плохого.

Но Синедриону была нужна именно смерть ненавистного им Праведника. Старейшины успели подговорить толпу, чтобы та скандировала гневные требования распять Христа. К тому же иудеи пригрозили Пилату жалобой самому императору в том случае, если он не утвердит смертный приговор. В итоге Иисус был приговорен к смертной казни — распятию.

Голгофа

Спасителя мира поволокли во двор казармы, где воины издевались над ним. Потом, насмехаясь над Его царским достоинством, на голову измождённого и еле живого Спасителя надели терновый венец–корону, а на плечи накинули багряную тряпку. Когда пришёл час казни, примерно в полдень, на плечи Арестанта взвалили перекладину креста и повели на западную окраину города, где Ему и предстояло умереть за грехи всех людей.

Несмотря на желание фарисеев убить Господа без лишнего шума, в городе только и говорили о казни Иисуса. Поглазеть на то, как измученный Пророк из последних сил несёт крест к месту смерти, высыпали почти все жители.

Голгофой назывался каменный кряж за городскими стенами. Раньше здесь добывали камень, а теперь казнили преступников. Большинство апостолов разбежались и теперь отсиживались по домам. Только женщины из апостольской общины совершили подвиг — они всё время шли за своим Учителем и были с ним при распятии. Неотступно за Сыном шла и его Мать вместе с ближайшим Христовым учеником Иоанном. В эти последние часы Своей жизни Господь поручает Иоанну заботиться о Матери.

https://stihi.ru/2020/01/28/9786

Вместе со Христом распяли двоих разбойников. Уже вися на крестах, они поносили Иисуса. Но один из них изменил свое отношение к Спасителю, просил у Него прощения и молил о спасении. По преданию, благоразумный разбойник в юности был членом банды, которая остановила святое семейство на дороге из Египта в Палестину. Иисусу тогда было всего года два. Грабители хотели отнять у путешественников имущество, надругаться над ними и убить. Но молодой разбойник пожалел их и убедил товарищей не причинять путникам зла. Прошло более тридцати лет, и сейчас вор и Праведник встретились снова. Как и предсказала некогда Пречистая Дева, за ту милость, которую оказал разбойник Ей и Ее Сыну, он будет спасён.

Крестная казнь

Крестная казнь была мучительна для Господа не только физически, но и психологически. По Своей человеческой природе Христос добровольно испытал состояние абсолютно полного одиночества — такого полного, когда кажется, что даже Сам Бог тебя оставил… «Совершилось!» — таковы были последние Его слова (Ин 19:30). Когда Он испустил дух, Иерусалим ощутил подземные толчки, а в Храме разорвалась завеса, отделявшая святилище от самого сакрального места — Святого Святых. Это был знак, что смерть Христова уничтожила ту пропасть, которая лежала дотоле между Богом и человеком.

Погребение и сошествие в ад

Приближался праздник Пасхи, который наступал после захода солнца. Считалось кощунством оставлять распятых на крестах живыми, поэтому их решили добить. К этому моменту Христос уже умер, поэтому над Его телом не стали издеваться. Но, чтобы убедиться в смерти Иисуса, один из воинов ударил Его копьём в бок, откуда брызнула околосердечная жидкость вместе с кровью.

Иосиф Аримафейский выпросил у Пилата разрешение на похороны Иисуса, купил пропитанную благовониями ткань и вместе с женщинами-ученицами положил тело Господа в пещере, которую изначально готовил для себя самого. На три дня она стала смертным ложем Царя вселенной.

На земле Израиля начиналась Пасха. А тем временем, согласно церковному Преданию, после смерти Христос спускается в Шеол — место, куда попадали души всех умерших. Он проникает туда законно — как один из людей. Но Он же стал первым, кто вышел оттуда — как Бог. Своей силой Сын Божий разрушил ад и вывел оттуда всех, кто пожелал пойти за Ним. Это были сотни тысяч тех, кто умер с верой в грядущего Избавителя. Сатана был повержен. Теперь для всех людей открыт путь к Богу, а уж пойдёт ли человек этим путем — зависит только от него самого.

Фарисеи, невзирая на строгий запрет делать что-либо в субботу, пришли к Пилату и уговорили его опечатать гробницу Христа. Старейшины переживали, что Его тело похитят апостолы, а потом скажут, что Он воскрес. Так гроб оказался запечатанным. Кроме этого к нему были приставлены римские солдаты.

 «Он воскрес!»

По обезлюдевшим городским кварталам к западной окраине спешила группа женщин. Было видно, что они торопились — их белые головные накидки развевались в предрассветной мгле.

Это были ученицы Христа, которые держали путь к Его гробу и несли с собою благовония, чтобы воздать Умершему последнюю почесть — омыть тело и помазать его маслом. Это нужно было сделать еще до погребения, но в пятницу начинался праздник, и все спешили. Ограничились лишь тем, что оттёрли кровь и завернули тело в пропитанную маслом плащаницу.

Погруженные в своё горе, они даже не подумали, а кто же им откроет запечатанный гроб. Но когда женщины подошли к пещере, перед ними предстала неожиданная картина: гробница была открыта, камень лежал у входа, а внутреннее пространство погребальной камеры было залито светом. Женщины ускорили шаг, испугавшись, что тело похитили. Но когда заглянули внутрь, увидали там Ангела. Небесный посланник, сидевший на краю каменного ложа, сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес» (Мф 28:5–6).

Однако сомнения терзали учеников и учениц Христа до тех пор, пока воскресший Господь Сам не явился им.

По Преданию, первой радостную весть получила Его Мать — Господь явился Ей одной, самому дорогому человеку на свете. После этого, согласно Писанию, в разное время Воскресшего Иисуса видели более пятисот учеников. В течение 40 дней Он беседовал с ними и говорил о том, чего недосказал ранее. Теперь они были готовы принять в сердце все слова, произнесённые Учителем. И не только принять, но и пронести их по всему миру, проповедуя Евангелие и свидетельствуя о Нем, создавая и укрепляя святую Церковь.

Вот уже почти два тысячелетия она несет миру свет Истины, свет божественной любви, свет Вечности. Тот самый свет, который когда-то воссиял в пещере в день Христова Воскресения.

Источник: https://foma.ru/pasxa.html

Читайте также
Праздники

Последние праведники уходящего Ветхого Завета удостоились встретить Носителя Нового Завета… Сретение Господне

МиссионерскоеПраздникиЧудеса

Дух святой сошёл, как голубь, и был громоподобный глас с небес… О Крещении Господа Иисуса Христа и о современных чудесах, связанных с крещенской водой

Праздники

Рождение Спасителя изменило ход истории человечества и разделило саму эту историю на две эпохи: до и после Рождества Христова. Рождество Христово

Праздники

Успение Пресвятой Богородицы