Китайцы сняли по повести «А зори здесь тихие» художественный фильм из 19 (!) серий.
Справка: роль Родиона Раскольникова в фильме «Преступление и наказание», снятого по одноименному произведению Фёдора Михайловича Достоевского, принесла Георгию Тараторкину наибольшую известность. Кроме того народный артист России Георгий Георгиевич снялся ещё в десятках фильмов, был обладателем многих почетных титулов и званий, а также являлся главой союза “Театральные деятели России”.
Из архивного интервью известного актёра Георгия Тараторкина (11.01.1945, Ленинград — 4.02.2017, Москва).
«Кто я, тварь дрожащая или право имею? Если Бога нет в вечной жизни, то значит, всё позволено?» Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова десятилетиями задавал этот вопрос с киноэкранов растущим поколениям, и уже за школьной партой, в своих сочинениях, выводя чернилами эти же вопросы, мы закрепляли в голове эту функцию – думать и отвечать, в том числе за личный нравственный выбор.
Евангелие на съёмочной площадке
– Георгий Георгиевич, вы, будучи молодым, понимали тогда, что, по сути, Достоевский – писатель, который пишет о евангельских истинах, он пишет о Христе? И что через его героев, которых вы сыграли и в «Братьях Карамазовых», и в «Преступлении и наказании», и в «Бесах», происходила проповедь Христа в атеистическое время? Все это вы это понимали тогда?
– Я не могу сказать, что я это так прямо понимал. Я это ощущал, я это чувствовал. Ведь в Советском Союзе у меня же не было ни религиозного воспитания, ни навыка в отношениях с Церковью, конечно же. Для меня это открывалась через миры Фёдора Михайловича. Как ты можешь не открыть Евангелие, когда цитатой из Евангелия Соня спасает душу Раскольникова?
– А вы именно тогда открыли Евангелие в первый раз, работая над ролью Раскольникова?
– Да.
– Действительно это так?
– Да, это так…
– Такой факт: Шаляпин, когда пел Мефистофеля, понимал, в каком образе он находится. После этого шёл в церковь и причащался. Этот факт певец оставил в воспоминаниях. Где вы черпали силы?
– Чем подлиннее и глубже тебе удалось прожить в роли героя Достоевского, тем с большей радостью тебе природа возвращает. Самое сложное, самое выматывающее – это играть судьбу персонажа Достоевского. При этом одновременно эта работа – и обогащение. Да, конечно, после спектакля непросто. Если кто-то из знакомых, приятелей меня встречал после спектакля, будь то «Преступление и наказание», «Карамазовы» или «Бесы», они мне предлагали помочь дойти до дома, – таким вымотанным я им представлялся. А я никогда никому бы не смог объяснить, что я сейчас – парю! Да, силы истрачены, но какая от этого радость, какое счастье, какое парение! Потому что ты взобрался на такую высоту – страдания ли, веры ли, отчаяния ли, покаяния ли. На высоту тех измерений подлинно христианских, православных!
– Я вас слушаю и думаю, всё-таки действительно вам помогал Господь в вашем пути и давал силы. Потому что вы на самом деле рассказывали людям о спасении души.
– Тем более о спасении такой души, прошедшей такой путь, который вроде бы уже и не предполагает спасения! Ан, нет, оно возможно!
– Может быть, вы сами тогда не понимали, что есть покаяние, но вы показали это людям. Тогда было другое понятие – муки совести. Но как выходить из этих мук – мало кто знал. Это знание дает только Христос и Его Церковь, в которой совершаются Таинства. Потрясающе, что вы всё это проповедовали в советские времена.
– Если это так воспринимается, то я, правда, просто счастлив.
«Спас под березами»
– Вы сыграли в сериале «Спас под берёзами». Расскажите об этой работе, потому что она очень понравилась зрителю.
– Когда мне предложили сценарий, я его прочитал, понял, что в сценарии не совсем все так прописано, как могло бы быть. Но я априори был к этим темам расположен. И мне показалось, что такая в этих историях чистота намерений! Ведь я вообще очень чуток к тому, есть определенное намерение или нет намерений. Или это просто довольно складно придуманная история, и только. Мне интересно, когда я чувствую подлинные человеческие сокровенные намерения!
– А какое намерение тут вы увидели?
– Как люди приходят к вере.
– Почитание зрителей, награды, семья, любовь – что вы из этого ряда цените больше всего?
– Вы знаете, я — очень семейный человек. У меня — двое детей, трое внуков. Моя жена, помимо того, что замечательная актриса – Екатерина Маркова, – достаточно вспомнить её Галку Четвертак в фильме «А зори здесь тихие», – она совершенно фантастический писатель! То, о чём мы сейчас с вами разговариваем, есть во многих её книгах: и в «Тайной вечере», и в «Капризе фаворита», и в «Актрисе», и в «Блуднице», и в последней её повести «Плакальщица». Это удивительно. И когда она мне что-то читает или когда я сам читаю ещё только на страничках печатных, я просто думаю: как же так? Я совсем не знаю этого человека, с которым живу!..
– Замечательно, ещё немного – и золотая свадьба! Ваш старший сын Филипп стал православным священником. Воспитать священника в актёрской семье – наверное, не так просто…
– Вы знаете, он просто замечательный, умница! И это абсолютно его индивидуальный путь и его выбор, который с моей стороны вызывает истинное уважение, почтение и благодарность за избрание такого пути. При всём том, что он ещё и кандидат исторических наук. Я надеюсь, вот-вот завершит докторскую. А ещё у него — два замечательных сына. Он служит в храме у отца Александра Немченко.
– Вы бываете на его службах?
– Да. Это удивительное ощущение.
– Скажите, в вопросах веры ваш сын вам что-то дал?
– У нас не было таких, что называется, подробных бесед. Во многом по причине того, что это очень дорогой и близкий ему мир, для меня этого достаточно, поэтому и моё отношение к этому миру изменилось.
– Очень часто дети приводят родителей, наше поколение приводит мам, пап в Церковь. То есть не нас крестили, а наоборот, мы родителей своих.
– Вообще, вы знаете, так важна непрерывающаяся связь времен, эта связь колец – где-то волей старшего поколения, где-то волей младшего поколения. Вы правильно сказали, что дети привели нехристей в храм.
– Скажите, в какой России вы пожелали бы жить вашим детям и внукам?
– Она должна быть разумной, с верою, ответственной, доброй, исполненной любви, наполненной ответной любовью!
Потому что все позволено только тогда, когда нет вечной жизни и нет Бога.
– Спасибо вам большое за этот разговор, спасибо вам огромное за ваше творчество, и да сбудутся ваши слова, чтобы мы все жили в России, наполненной любовью.
Беседовала Елена Козенкова.
Печатается в сокращении. Источник: https://pravoslavie.ru/127916.html