Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Жития Святых

Преподобный Далмат Исетский

Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.

День памяти: 06 августа (по нов. ст.)

Город Далматово – одно из первых русских поселений в Зауралье, старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в 1644 году старец Далмат. Это время заселения Сибири русскими людьми – продвижение Российского государства на восток.

От чиновничьей службы к монашескому постригу

До пострижения в монахи преподобный Далмат в миру был Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Отец его был казачьим атаманом, мать, как некоторые считали, – дочерью новокрещенного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети.

По достижении совершеннолетия Дмитрий был принят в служилое сословие детей боярских. Когда семья Мокринских перебирается в Тобольск, Дмитрий получает должность городничего. Мокринский-младший женился, стал отцом пятерых детей и, возможно, до самой старости был бы тобольским чиновником, но после смерти супруги в 1642-м году принял решение оставить мир и принять монашеский постриг в Невьянском монастыре с именем Далмат.

Уединенное пристанище

За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери.

Место, где в реку Исеть впадает речка Течь, называлось в народе Белым Городищем. Там-то, на высоком берегу, и нашел себе пристанище Далмат. Пещера, в которой поселился преподобный, находилась на земле, принадлежавшей татарину по имени Илигей. Он сдавал русским промысловикам из Ирбита и Невьянска богатые пушным зверем и рыбой пространства.

Неизвестно, чем именно поселившийся в пещере Далмат, не евший мяса в принципе и вряд ли угрожавший рыбной популяции реки Исеть, досадил арендаторам, но под их нажимом Илигей неоднократно пытался прогнать монаха со своей земли. Первое общение Далмата с Илигеем закончилось мирно: свою роль сыграли татарские корни святого, возможно, даже отдаленное родство с хозяином земли.

Спасенный Богородицей

Второй раз Илигей возжелал согнать старца, но Далмата спасло чудо – божественное прозрение татарского мурзы. По дороге к пещере Далмата Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, в том числе и злым словом, но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал преподобному владения на Белом Городище.

В 1651 г. монахи Далматова монастыря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе с челобитной о пожаловании им этих земель, грамотой царя были установлены границы монастырских владений.

Новооснованная обитель была первым русским поселением в долине р. Исети. Впоследствии Далматов Успенский монастырь сыграл важную роль в просвещении и хозяйственном освоении края, в течение века являлся форпостом в обороне восточных рубежей России от набегов калмыков, башкир и сибирских татар.

Как был основан город Каменск-Уральский

Далматовский монастырь очень нуждался в железе, поэтому монахи стали искать новые месторождения руды. По просьбе духовенства в 1682 г. государь Федор Алексеевич пожаловал во владение инокам лесные угодия и железные руды на речке Железянке. По благословению святого Далмата на месте будущего города Каменска-Уральского появилось первое поселение и печи для выплавки чугуна.

Позже при Петре I потребовалось железо для литья пушек, поэтому данные территории в 1701 году были забраны в пользу российской казны, и началось строительство завода. Поселение вокруг завода было названо Каменский чугунолитейный завод.

Так святой Далмат Исетский по сути явился основателем города Каменска-Уральского. 

Защитник гонимых

Монастыри XVII века в России были не только духовными, но хозяйственными центрами. А чтобы не отвлекать иноков от молитвы, к серьезным и требующим длительного времени работам привлекались крестьяне. Им предлагалось переселяться на территории, находившиеся в ведении обители, и разворачивать сельскохозяйственную и промысловую деятельность. Сибирь была в стадии освоения, а потому считалась местом возможностей и свободы. Неудивительно, что сюда в поисках лучшей жизни бежали крестьяне.

Власть имущие знали, что Далмат укрывает у себя беглецов, но добиться содействия в их выдаче от принципиального монаха не могли. Письменные запреты не действовали, а потому многие крестьяне могли рассчитывать на новую жизнь в монастырских землях. Не исключено, что преподобный принимал людей не только исходя из хозяйственного интереса монастыря. Об этом свидетельствует и его отказ от выдачи беглых. Очевидно, что любовь к ближнему была для преподобного важнее угождения жестокой бюрократии.

Возрождение из пепла

В сентябре 1651 г., вернувшись из очередной поездки, прп. Далмат застал на месте монастыря пепелище. Часовня, кельи и крестьянские дворы были сожжены войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Чудесным образом в пожаре уцелела икона Успения Пресвятой Богородицы. И вновь вокруг прп. Далмата собрались сподвижники, обитель возродилась.

В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания, и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.

Покровитель Сибири

Доспехи прп. Далмата. Фото: https://drevo-info.ru/articles/23406.html

Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.

Умер Далмат в 1697 г. в возрасте 103 лет. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками.  По существовавшей на Руси монашеской традиции еще при жизни, задолго до успения, святой изготовил себе гроб. 

Преподобного считают покровителем Сибири, а еще у могилы Далмата с давних пор молились перед отправкой в армию новобранцы. Ведь у гробницы преподобного вплоть до революции лежали шлем и кольчуга, которые Илигей подарил монаху в знак примирения. Некоторые паломники сообщали об исцелении от болезней после соприкосновения с доспехами преподобного.  

Источники:

  • 1) https://azbyka.ru/days/sv-dalmat-isetskij-permskij,
  • 2) https://dalmate.ru/prp-dalmat-isetskij/,
  • 3) http://pravoslavie.ru/132437.html,
  • 4) https://kamensk-eparhiya.ru,
  • 5) https://m.ok.ru/video/1422855375398

Храни Вас Бог!

Related posts
Жития Святых

Бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Жития Святых

Преподобный Гавриил Самтаврийский

Жития Святых

Святитель Афанасий (Сахаров)

Жития Святых

Преподобный Амвросий Оптинский