Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Жития Святых

Преподобный Далмат Исетский

Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.

День памяти: 06 августа (по нов. ст.)

Город Далматово – одно из первых русских поселений в Зауралье, старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в 1644 году старец Далмат. Это время заселения Сибири русскими людьми – продвижение Российского государства на восток.

От чиновничьей службы к монашескому постригу

До пострижения в монахи преподобный Далмат в миру был Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Отец его был казачьим атаманом, мать, как некоторые считали, – дочерью новокрещенного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети.

По достижении совершеннолетия Дмитрий был принят в служилое сословие детей боярских. Когда семья Мокринских перебирается в Тобольск, Дмитрий получает должность городничего. Мокринский-младший женился, стал отцом пятерых детей и, возможно, до самой старости был бы тобольским чиновником, но после смерти супруги в 1642-м году принял решение оставить мир и принять монашеский постриг в Невьянском монастыре с именем Далмат.

Уединенное пристанище

За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери.

Место, где в реку Исеть впадает речка Течь, называлось в народе Белым Городищем. Там-то, на высоком берегу, и нашел себе пристанище Далмат. Пещера, в которой поселился преподобный, находилась на земле, принадлежавшей татарину по имени Илигей. Он сдавал русским промысловикам из Ирбита и Невьянска богатые пушным зверем и рыбой пространства.

Неизвестно, чем именно поселившийся в пещере Далмат, не евший мяса в принципе и вряд ли угрожавший рыбной популяции реки Исеть, досадил арендаторам, но под их нажимом Илигей неоднократно пытался прогнать монаха со своей земли. Первое общение Далмата с Илигеем закончилось мирно: свою роль сыграли татарские корни святого, возможно, даже отдаленное родство с хозяином земли.

Спасенный Богородицей

Второй раз Илигей возжелал согнать старца, но Далмата спасло чудо – божественное прозрение татарского мурзы. По дороге к пещере Далмата Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, в том числе и злым словом, но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал преподобному владения на Белом Городище.

В 1651 г. монахи Далматова монастыря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе с челобитной о пожаловании им этих земель, грамотой царя были установлены границы монастырских владений.

Новооснованная обитель была первым русским поселением в долине р. Исети. Впоследствии Далматов Успенский монастырь сыграл важную роль в просвещении и хозяйственном освоении края, в течение века являлся форпостом в обороне восточных рубежей России от набегов калмыков, башкир и сибирских татар.

Как был основан город Каменск-Уральский

Далматовский монастырь очень нуждался в железе, поэтому монахи стали искать новые месторождения руды. По просьбе духовенства в 1682 г. государь Федор Алексеевич пожаловал во владение инокам лесные угодия и железные руды на речке Железянке. По благословению святого Далмата на месте будущего города Каменска-Уральского появилось первое поселение и печи для выплавки чугуна.

Позже при Петре I потребовалось железо для литья пушек, поэтому данные территории в 1701 году были забраны в пользу российской казны, и началось строительство завода. Поселение вокруг завода было названо Каменский чугунолитейный завод.

Так святой Далмат Исетский по сути явился основателем города Каменска-Уральского. 

Защитник гонимых

Монастыри XVII века в России были не только духовными, но хозяйственными центрами. А чтобы не отвлекать иноков от молитвы, к серьезным и требующим длительного времени работам привлекались крестьяне. Им предлагалось переселяться на территории, находившиеся в ведении обители, и разворачивать сельскохозяйственную и промысловую деятельность. Сибирь была в стадии освоения, а потому считалась местом возможностей и свободы. Неудивительно, что сюда в поисках лучшей жизни бежали крестьяне.

Власть имущие знали, что Далмат укрывает у себя беглецов, но добиться содействия в их выдаче от принципиального монаха не могли. Письменные запреты не действовали, а потому многие крестьяне могли рассчитывать на новую жизнь в монастырских землях. Не исключено, что преподобный принимал людей не только исходя из хозяйственного интереса монастыря. Об этом свидетельствует и его отказ от выдачи беглых. Очевидно, что любовь к ближнему была для преподобного важнее угождения жестокой бюрократии.

Возрождение из пепла

В сентябре 1651 г., вернувшись из очередной поездки, прп. Далмат застал на месте монастыря пепелище. Часовня, кельи и крестьянские дворы были сожжены войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Чудесным образом в пожаре уцелела икона Успения Пресвятой Богородицы. И вновь вокруг прп. Далмата собрались сподвижники, обитель возродилась.

В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания, и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.

Покровитель Сибири

Доспехи прп. Далмата. Фото: https://drevo-info.ru/articles/23406.html

Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.

Умер Далмат в 1697 г. в возрасте 103 лет. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками.  По существовавшей на Руси монашеской традиции еще при жизни, задолго до успения, святой изготовил себе гроб. 

Преподобного считают покровителем Сибири, а еще у могилы Далмата с давних пор молились перед отправкой в армию новобранцы. Ведь у гробницы преподобного вплоть до революции лежали шлем и кольчуга, которые Илигей подарил монаху в знак примирения. Некоторые паломники сообщали об исцелении от болезней после соприкосновения с доспехами преподобного.  

Источники:

  • 1) https://azbyka.ru/days/sv-dalmat-isetskij-permskij,
  • 2) https://dalmate.ru/prp-dalmat-isetskij/,
  • 3) http://pravoslavie.ru/132437.html,
  • 4) https://kamensk-eparhiya.ru,
  • 5) https://m.ok.ru/video/1422855375398

Храни Вас Бог!

Читайте также
Жития Святых

Преподобный Антоний Римлянин

Жития Святых

Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская

Жития Святых

Преподобный Сергий Радонежский

Жития Святых

Как святой всехвальный апостол Петр боролся с Симоном волхвом