Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Жития Святых

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.

Его Мученическая кончина явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь

ДЕНЬ памяти: 07 ФЕВРАЛЯ (по нов.ст.)

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь, чутко относился к человеческому страданию. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.

Увидеть в трагедии промысел Божий…

После духовных училища и семинарии в Тамбове он окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную семинарию. В 1882 г. он был рукоположен во священники, и с начала своего пастырского служения в полноте проявил административные способности, стяжал любовь и уважение клира и мирян.

В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел промысел Божий, который возводил его на новый путь. И это был путь Христова святителя.  Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он принял иноческий постриг с именем Владимир. А в 1888 году в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Горячо верующая и любящая душа

Преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление. При поддержке владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство.

Борьба с холерой

http://partizansktimes.ru/holernye-bunty-v-rossii-prichiny-i-sledstvie/

19 января 1891 года святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Это пришлось на крайне трудное время – губернию поразили холера и неурожай. Власть растерялась: что делать? И первый, кто пошёл к народу с крестом в руках, был епископ Владимир. Именно он в тяжёлую минуту стал истинным печальником и нравственной опорой людей. Повсюду святитель оставался неразлучно с паствой: служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий и в местах, охваченных эпидемией; безбоязненно посещал холерные бараки со словом утешения и молитвой, а на холерном кладбище

совершал панихиды о почивших. Владыка содействовал и распространению врачебной помощи, а для преодоления голода устроил при монастырях и отдельных храмах бесплатные столовые и чайные. Повсюду владыка направлял воззвания о помощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы «голодного хлеба», чтобы обратить внимание правительства на бедственное положение народа, которое скрывала местная власть.

Служение на Кавказе

В течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом. И опять-таки пришлось это на время крайних трудностей. На Кавказе возрастали националистические идеи, к людям, приезжавшим из России, иногда появлялась вражда, и для управления церковной жизнью здесь требовались рассудительность и чуткость. Владыка посвятил себя духовному просвещению разноплеменного населения, открыл свыше 300 церковно-приходских школ, в которых, кроме православных, учились мусульмане и иудеи, протестанты и армяне, старообрядцы и дети сектантов. Целью ставилось, конечно, не только просвещение, но и знакомство местных жителей с православной культурой и верой. За годы служения владыки на Кавказе там было построено и возобновлено более 100 храмов, восстановлен древний Мцхетский собор, устроена духовная семинария в Кутаиси.

На древней кафедре великих святителей Московских

С 1898 года владыка Владимир — митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты. Будучи духовным руководителем Великой княгини Елисаветы Федоровны, он оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Б. Ордынке.

Столичная епархия

В 1912 году Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода.

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущалась гибельность последствий её проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и был переведен в Киев.

На защите единства церкви

Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против митрополит Владимир призывал избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступать угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.

Киев был захвачен большевиками, во время обстрелов Лавры шрапнельная пуля попала в образ Казанской иконы Божией Матери. Пробив стекло, пуля вошла в область сердца Богоматери. Вид этой иконы производил потрясающее впечатление не только на верующих, но и на большевиков, которые останавливались перед ней с изумлением. И эта рана святого образа предвещала кровоточащие раны служителей Божиих. В городе начались невиданные дотоле грабежи и насилия. Вооруженные люди врывались в храмы, с шапками на головах и папиросами в зубах, с руганью глумились над святынями, вламывались в жилища монахов, стреляли над их головами, избивали и грабили.

Он благословил своих убийц…

25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Тело священномученика Владимира, обезображенное колотыми и огнестрельными ранами, было найдено на следующее утро богомольцами, идущими в Лавру.

Еще шёл Поместный Собор, и мученическая кончина святителя потрясла его участников. В этом видели грозное предзнаменование грядущих кровавых событий. И действительно, мученичество святителя Владимира стало началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь. Бесчисленное множество клириков и мирян приняли мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти.

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Источники: 1) https://days.pravoslavie.ru/Life/life355.htm, 2) https://pravoslavie.ru/90442.html

Храни Вас Бог!

Читайте также
Жития Святых

Великомученица Варвара Илиопольская

Жития Святых

Священномученик Серафим (Чичагов)

Жития Святых

Святая великомученица Екатерина

Жития Святых

Полное житие благоверного великого князя Александра (в схиме Алексия) Невского