Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Жития Святых

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

Режим чтения
⏳ ≈ 4 мин.
Режим чтения
⏳ ≈ 4 мин.

Его Мученическая кончина явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь

ДЕНЬ памяти: 07 ФЕВРАЛЯ (по нов.ст.)

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь, чутко относился к человеческому страданию. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.

Увидеть в трагедии промысел Божий…

После духовных училища и семинарии в Тамбове он окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную семинарию. В 1882 г. он был рукоположен во священники, и с начала своего пастырского служения в полноте проявил административные способности, стяжал любовь и уважение клира и мирян.

В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел промысел Божий, который возводил его на новый путь. И это был путь Христова святителя.  Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он принял иноческий постриг с именем Владимир. А в 1888 году в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Горячо верующая и любящая душа

Преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление. При поддержке владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство.

Борьба с холерой

http://partizansktimes.ru/holernye-bunty-v-rossii-prichiny-i-sledstvie/

19 января 1891 года святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Это пришлось на крайне трудное время – губернию поразили холера и неурожай. Власть растерялась: что делать? И первый, кто пошёл к народу с крестом в руках, был епископ Владимир. Именно он в тяжёлую минуту стал истинным печальником и нравственной опорой людей. Повсюду святитель оставался неразлучно с паствой: служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий и в местах, охваченных эпидемией; безбоязненно посещал холерные бараки со словом утешения и молитвой, а на холерном кладбище

совершал панихиды о почивших. Владыка содействовал и распространению врачебной помощи, а для преодоления голода устроил при монастырях и отдельных храмах бесплатные столовые и чайные. Повсюду владыка направлял воззвания о помощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы «голодного хлеба», чтобы обратить внимание правительства на бедственное положение народа, которое скрывала местная власть.

Служение на Кавказе

В течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом. И опять-таки пришлось это на время крайних трудностей. На Кавказе возрастали националистические идеи, к людям, приезжавшим из России, иногда появлялась вражда, и для управления церковной жизнью здесь требовались рассудительность и чуткость. Владыка посвятил себя духовному просвещению разноплеменного населения, открыл свыше 300 церковно-приходских школ, в которых, кроме православных, учились мусульмане и иудеи, протестанты и армяне, старообрядцы и дети сектантов. Целью ставилось, конечно, не только просвещение, но и знакомство местных жителей с православной культурой и верой. За годы служения владыки на Кавказе там было построено и возобновлено более 100 храмов, восстановлен древний Мцхетский собор, устроена духовная семинария в Кутаиси.

На древней кафедре великих святителей Московских

С 1898 года владыка Владимир — митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты. Будучи духовным руководителем Великой княгини Елисаветы Федоровны, он оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Б. Ордынке.

Столичная епархия

В 1912 году Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода.

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущалась гибельность последствий её проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и был переведен в Киев.

На защите единства церкви

Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против митрополит Владимир призывал избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступать угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.

Киев был захвачен большевиками, во время обстрелов Лавры шрапнельная пуля попала в образ Казанской иконы Божией Матери. Пробив стекло, пуля вошла в область сердца Богоматери. Вид этой иконы производил потрясающее впечатление не только на верующих, но и на большевиков, которые останавливались перед ней с изумлением. И эта рана святого образа предвещала кровоточащие раны служителей Божиих. В городе начались невиданные дотоле грабежи и насилия. Вооруженные люди врывались в храмы, с шапками на головах и папиросами в зубах, с руганью глумились над святынями, вламывались в жилища монахов, стреляли над их головами, избивали и грабили.

Он благословил своих убийц…

25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Тело священномученика Владимира, обезображенное колотыми и огнестрельными ранами, было найдено на следующее утро богомольцами, идущими в Лавру.

Еще шёл Поместный Собор, и мученическая кончина святителя потрясла его участников. В этом видели грозное предзнаменование грядущих кровавых событий. И действительно, мученичество святителя Владимира стало началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь. Бесчисленное множество клириков и мирян приняли мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти.

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Источники: 1) https://days.pravoslavie.ru/Life/life355.htm, 2) https://pravoslavie.ru/90442.html

Читайте также
Жития Святых

Мученики Африкан, Публий и Терентий

Жития Святых

Преподобный Шио Мгвимский

Жития Святых

Собор преподобных отцов Глинских или какая святая помогла выстоять во время фашистской блокады Ленинграда

Жития Святых

Преподобный Исаакий, Затворник Печерский