Почему опасно жить без Исповеди?

диакон Андрей Радкевич
Праздники

Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, епископ

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Изображение: https://regnum.ru
Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.
Режим чтения
⏱️ ≈ 4 мин.

После молитвы Христа, воскресший Лазарь вышел из пещеры, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…

День памяти (в 2023 году) – 8 апреля (по нов.ст.)

Лазарева суббота, или Вербная суббота, — это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.

О нём пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.

Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.

Умерший друг

Ещё по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил её: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Мария, как только услышала, что Учитель пришёл и зовёт её, поспешила к Иисусу Христу. Увидев плачущую Марию и с ней иудеев плачущих, Иисус cам восскорбел духом и прослезился.

Лазарь уже был похоронен в пещере, но Христос пожелал увидеть его. Вход в пещеру был завален камнем, и Спаситель повелел отвалить его. На что Марфа воскликнула, что брат её уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

«Лазарь! Иди вон»

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр Фото: http://sdsmp.ru/news/n2643/

Во время Своей земной жизни Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И наконец, третье – чудо воскрешения из мертвых Лазаря четверодневного.

Господу подвластно все

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно всё — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждёт воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

Епископ Китийский

Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака). В этом городе в 890 году обрели его святые мощи. Они были перенесены из Кипра в Царьград в IX веке, при Льве Мудром.

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках…

Вход Господень в Иерусалим

9 апреля (по нов. ст.)

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха!

Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до неё Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий ему царский престол, впервые позволяя называть себя царём.

Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осёл, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придёт вечное мессианское царство.

Он обманет надежды толпы…

Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются ещё большей бедой.

Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!». Он обманет её надежды…

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем его с зелёными ветвями в руках. Христиане востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на всенощном бдении, после чтения Евангелия.

«Шествие на осляти»

В. Г. Шварц. «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», 1865 г.

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем царь, пешком, вёл лошадь (вместо осла), на которой сидел патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много вёрст вокруг!

Источники: 1) https://foma.ru/lazareva-subbota.html, 2) https://www.pravmir.ru/lazareva-subbota/, 3) https://azbyka.ru/days/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim, Рис.: https://i.ytimg.com/vi/_1cT08N8IEM/maxresdefault.jpg

Читайте также
Праздники

Вход Господень в Иерусалим

Праздники

Последние праведники уходящего Ветхого Завета удостоились встретить Носителя Нового Завета… Сретение Господне

МиссионерскоеПраздникиЧудеса

Дух святой сошёл, как голубь, и был громоподобный глас с небес… О Крещении Господа Иисуса Христа и о современных чудесах, связанных с крещенской водой

Праздники

Рождение Спасителя изменило ход истории человечества и разделило саму эту историю на две эпохи: до и после Рождества Христова. Рождество Христово