«Однажды, — вспоминает митрополит Вениамин (Федченков), — приходит ко мне молодая женщина лет двадцати пяти. И просит меня исповедать её.
— Ну хорошо, — ответил я. — Только сначала немного побеседуем перед исповедью.
Через каких-нибудь 5–10 минут я предложил ей исповедоваться. Вдруг она заявила мне:
— А исповедоваться у вас я не буду!
— Почему?! — удивляюсь я.
— Потому что я шла исповедоваться к незнакомому духовнику; а с вами поговорила 5 минут, и мне кажется, что я знакома с вами уже 20 лет, и мне стыдно будет исповедоваться.
Я начал доказывать ей неправильность её настроения, но — напрасно,
— Нет, нет! — настаивала она. — Не буду исповедоваться! Понимая причину её смятения, я решил помочь ей.
— Ну хорошо! Вы не будете сами говорить о грехах. Вот станем на коленочки, и я буду говорить ваши грехи, вы же молчите. А если я скажу что неверно, тогда вы ответьте «нет!». Она легко согласилась. Конечно, я не прозорливец, а говорил об общих грехах. Она молчала сначала. Потом после какого-то вопроса ответила:
— Нет! Этого не было.
— Ну и слава Богу, — спокойно ответил я. Вдруг она добавила: — Нет, нет, подождите, подождите! Припомнила: и это было!
— Ну вот и хорошо, что вспомнили. Исповедь кончилась».
Источник: Митрополит Вениамин (Федченков). «Записки епископа»; https://azbyka.ru/fiction/chudo-ispovedi-nepridumannye-rasskazy-o-tainstve-pokajanija/
МЫТАРСТВА ФЕОДОРЫ
Зачем нужно исповедоваться?
В предыдущих статьях мы рассказывали о свидетельствах людей, вернувшихся после клинической смерти, вспоминали о том, как воскрешал мёртвых Христос и многие православные святые…
И вот одна из тех, которая имела возможность свидетельствовать, что с ней было после смерти – это Феодора, жительница Греции. Она жила в Х веке, была ученицей греческого святого Василия Нового* (* — подробней об этом можно прочитать в книге «Мытарства блаженной Феодоры», которую можно найти в Интернете).
Другие ученики скорбели об уходе Феодоры и просили Василия Нового помолиться, чтобы Бог открыл, что c ней стало после смерти.
Когда святой помолился, душа Феодоры явилась в видении и сообщила, что её ожидало в загробном мире. По её свидетельству, в горний мир её поднимали два Ангела: Ангел-хранитель и Ангел смерти. На некоем этапе – на мытарствах, им преградили путь страшные существа: духи злобы… демоны… бесы.
Когда бесы увидели душу Феодоры, возносимую в горний мир в руках Ангелов, вскричали, что эта душа грешила, «она наша», и пытались вырвать её из рук Ангелов. А Ангелы возражали, что она творила добрые дела, «она наша». За неё шел спор. Первые предъявляли её грехи, вторые покрывали их добрыми делами. «Хватило, — говорит Феодора, — добрых дел, чтоб покрыть грехи первого мытарства, поднимают на второе. Хватило на преодоление второго, поднимают на третье». И так далее. Всего, по её словам, там было около двадцати мытарств: мытарство осуждения, мытарство сквернословия, мытарство пьянства, мытарство неправильных еретических верований, мытарство воровства, убийства (даже если человек кого-то просто ударил, на этом мытарстве, по словам Феодоры, ему это будет предъявлено). Одно из последних — мытарство блуда и самое последнее — мытарство жестокости и немилосердия. Феодора утверждала, что до последнего мытарства «редко кто доходит». В самом деле слова страшные, потому что рано или поздно каждому из нас придётся проходить таким или подобным путём. (Если набрать в Интернете вопрос: «Сколько до нас на земле жило людей?», выпадет цифра: «примерно 100 миллиардов»* (*- см., например, https://futurist.ru/articles/290 )). Так вот, по словам Феодоры: «редко кто доходит», где должно было оказаться большинство из наших предшествественников? Получается, что в местах незавидных. Почему? Потому, что у многих — равнодушное, легкомысленное отношение к теме Бога, веры, храма. Многие эту тему игнорируют. Другим мешают ходить в храм какие-то важные дела. Всё время у нас — неотложные задачи, мы крутимся, как белка в колесе, в центрифуге, думаем: вот будем старыми, будем ходить в храм.
Потом вдруг подводится черта под человеческой жизнью (часто это бывает неожиданно) и тогда человек в своей вечной участи уже ничего изменить не может.
На мытарстве пьянства Феодоре сказали, сколько раз она упивалась допьяна в течение своей жизни, до, простите, рвоты. Про большую часть таких случаев она забыла, которые были в её юности или молодости, но когда ей напоминали, она вспоминала и удивлялась и спрашивала Ангелов: «Откуда они это всё знают?» Ангелы отвечали, что от Бога к человеку приставляется Ангел-хранитель, он записывает все добрые дела, а от дьявола – бес, он записывает все дела греховные и к греховному побуждает.
Когда её подвели к очередному мытарству, демоны знали, что все их хартии, все их списки густо исписаны её грехами. Они их разворачивают, а там всё стёрто, всё изглажено. Феодора говорит: «Я знала, что в этом (в том, что стёрто) я приносила покаяние там, на земле, на исповеди». То есть, по этому откровению, получается, что то, в чем мы покаемся на Таинстве исповеди, нам там будет прощено и в хартиях у демонов — всё стёрто.
И, оказывается, в Священном Писании об исповеди подтверждается то же самое, только другими словами. После того, как Христос был распят (во время этой страшной казни искупил грехи всего человечества, исполнил всё, что предсказывали о Нём пророки) и воскрес, Он явился ученикам, апостолам и сказал: «Теперь Мне Отец отдал всю власть на небе и на земле…»* (* — То есть, когда Он исцелял слепых, глухих, немых, прокажённых, одним словом поднимал парализованных и даже воскрешал мертвых, это была власть ещё не вся, а теперь — всю власть – Авт.). И Христос говорит апостолам: «Я даю вам власть: то, что вы простите на земле, то простится на небесах. То, что свяжете на земле, то будет связано на небесах»…
Апостолы эту власть – прощать грехи – передали своим современникам епископам (которых они сами же и рукоположили), епископы – священникам (которых они сами рукоположили), и так эта власть (от Самого Того, у Кого — вся власть на небе и на земле, Который подтверждал Свою власть необыкновенными чудесами, как никто другой на Земле), как ток — по проводам, дошла до любого нашего батюшки, который во время совершения Таинства исповеди произносит молитвенную формулу: «я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, тебе, чадо такой-то или чадо такая-то, эти грехи прощаю…».
И когда все мы, рано или поздно, окажемся на таких или подобных мытарствах… (дай Бог каждому — попозже, но, к сожалению, бессмертных людей нет), мы с радостью отдадим всё, что накопили за всю свою жизнь, всё, что стяжали, всё к чему стремились – квартиры, машины, сбережения в банках, отдадим только за полчаса времени: дайте мне сейчас на полчаса вернуться на землю, призвать священника, чтобы он отпустил мои грехи и чтобы из-за них меня эти страшные существа не тащили в места страданий…
Нам от Господа оставлен «спасательный круг», нам дано бесценное сокровище: всё, в чём мы покаемся на исповеди, нам там будет прощено, А у духов злобы в их хартиях будет всё стёрто. Но большинство наших граждан это сокровище, этот бриллиант «выбрасывает на помойку». Им не пользуется, его игнорирует. Но потом, однажды, об этом может горько пожалеть…